15 февраля

2 февраля по старому стилю

— Сретение Господне

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня установлен Церковью в память о том, что на сороковой день по рождении Младенца Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. При входе в храм их встретил старец Симеон – по преданию, один из переводчиков Св. Писания на греческий язык, который усомнился в словах книги пророка Исайи, что Спаситель родится от Девы; и тогда Дух Святой обещал ему, что он не умрет, пока не увидит исполнение этого пророчества. Праздник Сретения Господня – то есть встречи Ветхого и Нового Заветов – свидетельствует о том, что Ветхий Завет не отвергается, а исполняется, потому и признан Христианской Церковью неотъемлемой частью Священного Писания.                         

В народе этот день считают днем первой встречи весны (вторая встреча — на Сороки, третья — на Благовещение). Один из самых больших праздников весны.

В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения крестьяне судили о наступающем лете, особенно его погоде, урожае: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна», «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». По празднику Сретения последние зимние морозы и первые весенние оттепели назывались Сретенскими.

Сретенские морозы считаются последними, и после них крестьяне не решались пускаться вдаль на санной езде. Оттепель, появляющаяся в этот день, предвещает худую и гнилую весну.

На Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок. На Сретенье зима с летом встретилась. На Сретенье солнце идет на лето, а зима на мороз. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю). На Сретенье капель — урожай на пшеницу. На Сретенье уже от воробья стена мокра. На Сретенье кормят (закармливают) племенных птиц.

— 1219 г. †  Великий Князь Константин Всеволодович Добрый

Княжил с 1216 г. по 1219 г., Великий князь Владимирский, родился 18 апреля 1186 г., старший сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо. В 1198 г. принимал участие в походе отца на половцев, в 1206 г. отец посадил его на княжение в Новгороде, откуда он в 1207 г. ходил на помощь отцу против рязанских князей. В том же году Всеволод перевел Константина на княжение в Ростов. В 1212 г. Всеволод перед смертью вызвал Константина к себе, намереваясь передать ему Владимир, а в Ростов послал второго сына Юрия, но Константин, не отказываясь от Владимира, хотел удержать за собой и Ростов. Тогда Всеволод передал Владимир и старшинство Юрию. По смерти Всеволода между братьями началась усобица. Перевес сначала был на стороне младших братьев Юрия и Ярослава, но Константин нашел союзника в лице Новгородского кн. Мстислава Мстиславича Удалого. Юрий и Ярослав  были разбиты в 1216 г. на р. Липице, и Константин занял во Владимире великокняжеский стол. Вскоре он помирился с братьями и отдал Юрию Суздаль. В 1218 г. Константин посадил сыновей: Василька — в Ростове, а Всеволода — в Ярославле. Отличался благочестием, построил в разных городах много церквей.

Умер в г. Владимире на Клязьме 2 февраля 1219 г., тело его погребено там же, в Успенском соборе.

Великий князь Константин был женат на дочери Мстислава Романовича, князя смоленского, неизвестной по имени мирскому, но в иночестве нареченной Агафией, и имел с нею трех сыновей, из которых Василько (Василий), князь ростовский, причтен церковью к лику святых.

— 1564 г. Постановление Собора

Царь Иоанн IV и отцы Собора вместе постановили и утвердили: впредь Русскому митрополиту носить белый клобук с рясами и херувимом по примеру чудотворцев Петра и Алексия; равно печатать митрополиту грамоты благословенные, ставленые и носильные красным воском, с изображением на одной стороне печати Богоматери, а на другой — руки благословляющей и вокруг нее имени митрополита; также Новгородскому архиепископу носить белый клобук и печатать красным воском по прежнему обычаю, а Казанскому архиепископу только печатать красным воском.

— 1565 г. Объявление о создании опричнины

Второго февраля 1565 года, вернувшись в Москву, Царь Иоанн Грозный вновь принял власть и объявил о создании опричнины.

— 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого

Согласно повелению Царя Алексея Михайловича выпускается в свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, белорусского ученого, «в научение православным, паче же детям сущим».

— 1700 г. Грамота Царя Петра I

Этой грамотой Царь разрешил строить суда братьям Бажениным: Осипу Андреевичу и Федору Андреевичу. В 1702 г. Баженины спустили на воду 2 своих первых торговых судна — «Св. Пророк Креститель» и «Андрей Первозванный». В феврале 1703 г. Баженины получили право на свободное плавание своих судов по «чужим морям», а в 1704 г. — на безпошлинную торговлю лесом и ввоз из-за границы нужного оборудования. Кроме торговых судов они строили и китобойные для промысловой компании, а также по заказу правительства военные корабли — фрегаты, пинки, гукоры и галиоты.

— 1701 г.  Указ Царя Петра I

О постройке на Ладоге шести 18 пушечных кораблей — начало создания Балтийского флота.

— 1906 г. Встреча Императора Николая II с депутацией тамбовского и тульского дворянства

В своей речи обращенной к депутации он сказал: «Вы знаете, как дороги Мне интересы всех сословий, в том числе и интересы дворянства, но в данное время Меня наиболее заботит вопрос об устройстве крестьянского быта и облегчения земельной нужды трудящегося крестьянства, при непременном условии охранения неприкосновенности частной собственности».

— 1918 г. Расстрел многолюдных крестных ходов в Туле и Харькове во время празднования Сретения Господня

— 1919 г. †  Булацель Павел Федорович

Присяжный поверенный, публицист и общественный деятель.

Родился 29 июня 1867 г. в имении Малая Николаевка Славяносербского уез. Екатеринославской губ. Принадлежал к довольно известному и богатому роду. Булацели — древний дворянский род, происходивший от знатного молдаванина Варлаама Булацеля, имевшего 2 сыновей: полковника Григория и генерал-майора Илью Варлаамовичей.

С возникновением патриотического движения Булацель становится его активным участником. Он и его жена Эльза Августовна с 1904 г. были действительными членами Русского Собрания (РС), а с 1908 г. и по 1917 г. Булацель постоянно избирался членом Совета РС. Часто выступал с докладами в РС.

Но наибольшую известность Булацель получил как активист и один из организаторов Союза Русского Народа (СРН). В 1905—07 гг. он был членом Главного Совета СРН, ближайшим сподвижником А. И. Дубровина. В составе депутации Союза 23 дек. 1905 г. Булацель был на Высочайшем приеме, где обратился к Государю с речью. Он говорил о значении Самодержавия, призывал Императора опереться на СРН: «Как дневной свет ненавистен кротам, так Самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает, а потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать Самодержавие, дотоле Россия не распадется… Не верьте, Государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев… Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют Русского Государя, окруженного своим народом».

Булацель активно сотрудничал в ведущей монархической газете — органе СРН «Русское знамя», в которой в 1906—07 гг. исполнял обязанности редактора, а в дальнейшем много писал для газеты, причем, безвозмездно.

Бескомпромиссный противник сионистов, масонов, либералов Булацель в своих обращениях к Царю разоблачал их преступные планы. Реформирование ее по западному образцу разрушит страну. «Я глубоко убежден, что конституционно парламентский строй неизбежно погубит Русское государство и приведет к всемирному краху христианской цивилизации». В своих трудах Булацель предсказывал будущий произвол тайной еврейской власти под вывеской международных организаций, в частности беззакония, творимого современным «Гаагским трибуналом».

Этот произвол и беззаконие Булацель испытал на себе. После прихода к власти большевиков он был расстрелян без суда и следствия, а его книги запрещены и изъяты из библиотек.

— 1919 г. † Полубояринова Елена Адриановна

Русская общественная и политическая деятельница. Родилась в 1864 г. Вдова крупного издателя купца Дмитрия Дмитриевича Полубояринова ( † 1905 г.).

Член Русского собрания с момента его основания. В 1907 году вступила в Союз Русского Народа, член его Главного совета. Издатель газеты «Русское знамя». При расколе СРН приняла сторону А.И. Дубровина.

Во время Февральской революции была арестована, допрашивалась Чрезвычайной Следственной комиссией Временного правительства. Расстреляна Петроградской ЧК.

— 1920 г. †  Иловайский Дмитрий Иванович

Русский историк и публицист, автор знаменитых учебников, по которым училось несколько поколений русских людей до революции. Активно участвовал в черносотенном движении против еврейской смуты 1905 г.                             

— 2001 г. †  Священник Дмитрий Михайлович Капранов

Протоиерей, участник православно-патриотического движения. Сын известного православно-патриотического деятеля прот. М. С. Капранова. Родился 16 ноября 1964 г. в г. Горьком, через год был арестован отец. Среднюю школу закончил в г. Чебоксары, по окончании Мореходного училища в г. Лиепая (Латвия) работал на промысловых судах на Д. Востоке, затем был сотрудником Красноярского краеведческого музея, Свердловской киностудии. С детства Капранов воспитывался в семье как убежденный монархист и православный патриот России, любовь к отечественной истории и духовному наследию переполняла его сердце. В 1989 г. рукоположен в сан диакона митрополитом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном, в 1990 г. рукоположен в сан священника. Служил в штате Покровского кафедрального собора г. Барнаула.

В своих проповедях он неустанно прославлял подвиг Святых Царственных Мучеников, участвовал в многочисленных общественных православно-монархических акциях как на Алтае, так и в Москве. Скоропостижно скончался от сердечной недостаточности, похоронен возле алтарной части построенного им храма.

Следующий день 16 февраля →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *