16 февраля

3 февраля по старому стилю

— Семен и Анна

Хранитель младенцев. Починки – по сохе поминки.

В этот день Церковью отмечается память Симеона Богоприимца и святой Анны. Поэтому этот день называют Хранителем младенцев, и к Анне и Симеону обращаются с просьбой о даровании здоровья новорожденным.

В этот день говорили: «Семен и Анна сбрую починяют», «Готовь телегу зимой, а сани — летом». После сретенской оттепели, рачительные хозяева начинали чинить летнюю сбрую, ездовую и пахотную. Считалось, что худая, непочиненная, сбруя — несчастный выход.

С ранней зари, помолясь всей семьей, выходили в сараи и занимались работой. Кожу хомутов, шлеи и оброти после починки смазывали дегтем и вывешивали на видном месте.

Для починок варилась в этот день семейная саламата, дорогое и лакомое кушанье поселян. Тогда-то говорили поселяне: «Приехала саламата на двор, расчинай починки».

— 1238 г. Нападение орды на Владимир

В мясопустную субботу, 3 февраля 1238 года, быстро и беспрепятственно пройдя по зимним дорогам, татарская армия подошла к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была предрешена. Епископ Митрофан для духовного укрепления постриг в ангельский образ всех остававшихся в городе князей и княгинь. 7 февраля город пал.

— 1252 г. † Благоверный князь Святослав – Гавриил

В древних русских летописных святцах Святослав-Гавриил Всеволодович, Вел. князь Владимирский, именуется святым. Он известен как Святослав III и был сыном Всеволода Юрьевича, прозванного Большое Гнездо, и Марии (в иночестве — Марфа), дочери богемского (чешского) князя Шварна; родился во Владимире на Клязьме 26 марта 1196 г.

Св. блгв. кн. Святослав был женат на Евдокии, дочери Петра Юрьевича (в монашестве — Давид), Муромского князя, и Февронии (в иночестве — Евфросиния), память которых празднуется 25 июня/8 июля. От брака у них был единственный сын Димитрий, признаваемый по старинным святцам святым. Из летописи известно, что жена Святослава, Евдокия, еще при жизни мужа пожелала уйти в монастырь и приняла постриг в Муроме.

Память князя и его сына благоговейно почиталась издревле, и на поклонение к нему сходились в Георгиевский собор.

Мощи св. кн. Святослава-Гавриила были вновь обретены в 1991 г. Ныне они пребывают в Покровском храме г. Юрьева-Польского.

— 1285 г. †  Благоверный князь Роман Угличский

Сын Угличского князя Владимира и княгини Фотинии, племянник Василько, князя Ростовского († 1238 г.; память 4 марта), родился 1 октября 1235 года. По смерти своего отца (в 1248 г.) и старшего брата Андрея – (1261 г.), святой Роман 26-ти лет принял на себя управление Угличем и стал попечительным отцом подданных. Он устраивал богадельни, странноприимные дома и принимал в них убогих, приходивших к нему отовсюду. Более 15 храмов воздвигнуто было им в княжестве. Каждый день святой Роман присутствовал на Богослужении, часто беседовал с благочестивыми иноками. После смерти супруги в 1280 году он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы и благотворительности. Он построил на высоком берегу Волги город Романов (ныне Тутаев). Скончался святой князь мирно 3 февраля 1285 года и погребен в церкви Преображения в Угличе.

В 1486 году мощи святого Романа были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1595 году, по благословению Патриарха Иова, вследствие известий о чудесах мощи были свидетельствованы Казанским митрополитом (будущим Патриархом) святителем Ермогеном (память 17 февраля), и князь Роман был причислен к лику святых.

— 1562 г. Реформа Царя Иоанна Грозного

В начале 1560-х годов Царь Иоанн IV Васильевич произвел знаковую реформу государственной сфрагистики. С этого момента появляется в России устойчивый тип государственной печати. Но самое главное, впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник — герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной.

«Того же году (1562 г.) февраля в третий день Царь и Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавый, а среди его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди его инърог».

Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года.

Символ единорога на государственных регалиях не исчез и после Иоанна Васильевича, но связал собой, как и двуглавый орел со всадником на персях, две династии русских Царей: Рюриковичей и Романовых. Единорог изображался на печатях Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича Романовых. Единорог изображен на печати большого дворца времени царствования Михаила Федоровича. Единорог изображался на золотых монетах не только при Иоанне Третьем, но и во времена Иоанна Четвертого и сына его, Федора Иоанновича, а на золотых и серебряных деньгах при Дмитрии Самозванце и вплоть до Алексея Михайловича. Единорог — неотъемлемый геральдический символ московских государей. Он изображен на «державе Мономаховой» — особой регалии Московского Царствия. Единорога видим на древних царских саадаках, церемониальных топорах, на торнах, седлах, оконных наличниках дворцов.

— 1716 г. †  Митрополит Иов

Духовный писатель, собиратель книг. Родился в с. Катунки Балахнинского уез., близ Н. Новгорода. Из семьи священника. Монашеский постриг принял в Соловецком монастыре.

8 октября 1696 г. в присутствии Царя Петра I отслужил благодарственный молебен по случаю удачного похода на Азов. Иов пользовался большим уважением Царя Петра I и его ближайших сподвижников. 6 июня 1697 г. возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. В ходе Северной войны 1700–21 гг. все новоприсоединенные земли на побережье Невы и Балтийского моря включены в состав его епархии. В 1704 г. освятил первую церковь во имя свв. Петра и Павла в Петербурге.

На архиерейские доходы выстроено 2-этажное каменное здание школы, определено содержание для учителей и учащихся; при школе действовал кружок переводчиков с греческого языка и латыни, выполнявший переводы богословской литературы по поручению Царя Петра I. В 1706 г. Иов просил Царя Петра I разрешить перевод Библии на русский язык (в 1712 г. перевод поручен братьям Лихудам). С 1715 г. в школу стали направляться дворянские недоросли. С помощью выпускников школы Иов основал 14 школ при монастырях и городах епархии, а также в Коломне, Орле, Переяславле-Рязанском, Туле.

Иов учредил при Софийском и Знаменском соборах богадельни, открыл первый приют для незаконнорожденных и подкинутых младенцев и устроил художественные мастерские для обучения детей иконописанию, резьбе и др. ремеслам в Успенском монастыре в Колмово (Новгородская губ.). К 1714 г. на средства архиерейского дома содержались 10 странноприимных домов, 15 больниц и др.

В 1715 г. Царь Петр I повелел организовать во всех городах при церквах больницы «по примеру учрежденных в Новгороде преосвященным Иовом».

— 1721 г. Указ Царя Петра I

О принятии в матрозскую службу вольноопределяющихся от пятнадцати до двадцати пяти лет, и о явке таковым в Адмиралтейств-Коллегию.

— 1797 г. Кавалерский праздник ордена Святой Анны

Девиз ордена: «Любящим Правду, Благочестие и Верность». Введен в число Российских орденов Императором Павлом I в день его коронации 5 марта 1797 г. Орден, сопричисленный к государственным наградам Российской Империи, никогда не переставал иметь особый статус династической награды дома Романовых.

Статут ордена утверждён в 1829 году. Имел 4 степени, низшая 4-я степень предназначалась для награждения только за боевые заслуги (самый младший офицерский орден). По старшинству орден стоял на ступень ниже ордена Святого Владимира и был самым младшим в иерархии орденов Российской империи до 1831 года. С 1831 года в иерархию государственных наград был введен орден Святого Станислава, ставший на ступень ниже по старшинству ордена Св. Анны. Со времени основания Ордена Св. Анны им награждены сотни тысяч человек.

— 1839 г. †  Тучков Сергей Алексеевич  

Один из трех братьев Тучковых, героев Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенант, писатель, поэт, сенатор. Во время Отечественной войны 1812 г. дежурный генерал Дунайской армии, был тяжело ранен. С 1838 г. член Государственного совета.

— 1857 г. †  Глинка Михаил Иванович

Композитор, основоположник русской классической музыки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в музыке христианскую душу русского народа. Уникальным национальным проявлением русской души всегда была народная песня, в которой сочетались древние обычаи и напевы и христианское мировоззрение – с нею стала неразрывно соединена задушевная музыка Глинки как образец русского.

Родился 20 апреля 1804 г.

— 1867 г. Родился Энгельгардт Николай Александрович

Писатель, поэт, литературовед, публицист, видный деятель монархического движения.

Энгельгардт был одним из учредителей Русского собрания (РС), членом первого состава Совета РС, а в 1906 г. даже исполнял обязанности председателя. На Втором Всероссийском съезде русских людей в Москве 6—12 апр. 1906 г. был одним из самых активных участников, делал доклады о необходимости созыва Церковного Собора, «О понятиях национальное самоопределение, самоуправление и автономия», а также «К вопросу о защите монархического принципа».

Скончался в январе 1942 г.

— 1869 г. †  Клейнмихель Петр Андреевич

Государственный деятель, генерал-адъютант. Родился 30 ноября 1793 г. Сын генерала гатчинских войск, любимца Императора Павла I, Клейнмихель получил домашнее воспитание.

В 1842 г. был назначен главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, оставаясь на этом посту до 1855 г. При нем было закончено строительство Николаевского моста через Неву, построено здание Эрмитажа, проведена Николаевская железная дорога. В апреле—августе 1842 г. управлял Военным министерством в отсутствие министра А. И. Чернышева. С апреля 1842 г. член Государственного Совета, сенатор.

— 1896 г. Переход в православие малолетнего наследника болгарского престола, князя Бориса

Крестным отцом королевича был сам Государь Император Николай II. Русский представитель граф Голенищев-Кутузов официально присутствовал на крестинах, и был встречен восторженными приветствиями болгарского населения, а князь Фердинанд воскликнул перед народной толпой: «Да здравствует Император Николай II, покровитель болгар!».

— 1899 г. Манифест Императора Николая II

Издан Высочайший манифест Императора Николая II по Финляндскому краю: «Независимо от предметов местного законодательства, вытекающих из особенностей ее общественного строя, — говорилось в нем, — в порядке государственного управления возникают по сему краю и другие законодательные вопросы, каковые по тесной связи с общегосударственными потребностями не могут подлежать исключительному действию учреждению Великого Княжества… Оставляя в силе существующие правила об издании местных узаконений, исключительно до нужд Финляндского края относящихся, Мы почли необходимым предоставить Нашему усмотрению ближайшее указание предметов общеимперского законодательства».

— 1901 г. †  Милашевский Иван Николаевич

Историк и экономист, исследователь русской общины. Основы существования русской общины, писал он, лежат в самом духе русского народа, в складе русского ума, который «не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество».

— 1911 г. Записная книжка Царицы

Государыня Императрица Александра Федоровна завела тетрадь (записную книжку) в темно-синем переплете, куда стала заносить изречения и мысли Г.Е. Распутина. Основу записей Александры Федоровны составили цитаты из небольшой брошюры духовных размышлений и назиданий Григория Ефимовича, собранных его друзьями и изданных в начале 1911 г. товарищем обер-прокурора Даманским. Брошюра явилась своего рода ответом Г.Е. Распутина-Нового на грязные обвинения в его адрес.     

— 1912 г. †  Святитель Николай — Апостол Японии

В миру Иван Дмитриевич Касаткин, родился 1 августа 1836 г. в селе Березе Смоленской губернии. Блестяще окончив Смоленскую Духовную семинарию, в 1857 г. он был принят в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Заканчивая академию, в нем обнаружилось призвание Божие – проповедовать православную веру в Японии. Подав соответствующее прошение, 24 июня 1860 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Николай. В июле 1860 г. иеромонах Николай выехал на место своего служения в г. Хокодате.

30 марта 1880 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа Токийского. Святитель Николай с еще большим усердием стал продолжать свои апостольские труды. Он завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, а также принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке Православный Богословский словарь.

В период русско-японской войны 1905 г. на долю святителя и его паствы выпали тяжелые испытания, но он с честью перенес их. Он помогал русским военнопленным в их тяжелых условиях. За эти подвижнические труды святой был возведен в сан архиепископа.

В 1911 г., когда исполнилось полвека миссионерской работы святителя Николая, было уже 266 общин Японской Православной Церкви, в состав которых входило 33 017 православных мирян, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 иереев, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов. 

На 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. 10 апреля 1970 г. святитель Николай за свои равноапостольские труды в деле просвещения японского народа был причислен к лику святых. В Японии святитель Николай почитается как великий праведник и особый молитвенник пред Господом.

Апостольская деятельность свт. Николая создала в стране, которая была враждебна христианству, национальную Церковь всецело на японской почве. Такого плода там не дала деятельность и целого сонма западных миссионеров. Можно сказать, апостольскими усилиями святителя Николая Третий Рим осторожно и деликатно шагнул в Японию, и не будь потом у нас богоборческого режима, геополитический союз наших стран на востоке отразил бы все происки мировой закулисы по стравливанию наших народов.

— 1916 г. Окончание Эрзурумской операции

Наступательная операция Русской Кавказской армии началась 28 декабря 1915 г. В этой операции 3-я турецкая армия потеряла около 66 тыс. человек (в т.ч. 13 тыс. пленными) и почти всю артиллерию, Русская Кавказская армия потеряла 17 тысяч человек из них 2,3 тысячи убитыми и 14,7 тыс. ранеными и обмороженными. Успех операции обеспечили героизм и самоотверженные действия русских войск, сумевших преодолеть в тяжелых зимних условиях высокогорные хребты. Русские войска взяли г. Эрзурум в Северо-восточной Турции.

Государь Император Николай II записал в дневнике: «Сегодня Господь ниспослал милость Свою: Эрзерум — единственная турецкая твердыня — взят штурмом нашими геройскими войсками после пятидневного боя!».   

— 1943 г. Освобождение Харькова

Следующий день 17 февраля →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *