14 февраля

1 февраля по старому стилю

— Трифон Мышегон

Трифон Перезимник, Трифонов день, народное название дня мч. Трифона (250 г.).

В этот день из домов выгоняли мышей. За помощью обращались к св. Трифону. В XIV в. существовал обычай, сохранившийся с глубокой древности. Хозяин шел к Трифону с приношением, приносил ему кринку молока, кусок масла и каравай хлеба. Подношение на стол ставил, откушать хлеба-соли просил и уходил. Крестьяне считали, что Трифон ходит среди них, но не в овчинном тулупе, а в зверином. Любит Трифон в эту ночь на звезды смотреть, а другим это делать нельзя — мышиным огнем опалит, глаза заслезятся, а после трясучка одолеет. Ничего не боится Трифон, только к воде не подходит, русалок остерегается.

На Трифона девушки молились о ниспослании им хорошего жениха. В феврале начиналось время зимних свадеб.

Если к концу дня небо покрывается туманным слоем белого облака — предстоит хорошая погода. На Трифона звездисто (небо звездно) — к поздней весне. Снег в этот день — к дождливой весне. На Трифона небо звездно — весна поздняя. Звездопад на Трифона — весна тихая. Если холода начнутся — весна будет холодная, поздняя.

— Петр полукорм-3

День прп. Петра Галатийского, крестьяне также называли Петром Полукормом, хозяева проверяли свои амбары, определялась половина времени содержания домашнего скота на зимнем корму.

— 1671 г. † Хабаров Ерофей Павлович

Исследователь Восточной Сибири Ерофей Павлович Хабаров по прозвищу Святитский родился ок. 1603/1607 г., путешественник и предприниматель. Происходил из крестьян Устюжского уезда.

Узнав об успешном походе Пояркова, Хабаров стал просить воеводу Дмитрия Андреевича Францбекова снарядить сильный отряд в даурские земли. Францбеков согласился послать отряд казаков и отпустил Хабарову в кредит казенное военное снаряжение и оружие, сельскохозяйственный инвентарь, а из своих личных средств дал деньги под проценты всем участникам похода. Посылая Хабарова, воевода дал ему наказ – призвать даурских князей Лавкая и Батогу «под высокую государеву руку».

В 1649 г. собранный Хабаровым отряд «охочих людей» отправился в Приамурье, где до 1653 г. ходил вверх и вниз по Амуру, подчиняя местные племена, накладывая на них дань. В 1651-1653 гг. спустился по Амуру от впадения в него р. Урки ниже устья р. Уссури.

Хабаров составил «Чертёж реке Амуру» и положил начало заселению русскими этой территории. За свои труды Хабаров был пожалован в «дети боярские». Умер в начале февраля 1671 года.

Именем его названы г. Хабаровск, посёлок и ж.-д. станция Ерофей Павлович на Транссибирской магистрали.

—  1700 г. Указ Царя Петра I

О приводе отпущенных на волю дворовых людей и крестьян в Холопий приказ, и о препровождении оных в Преображенской приказ для записки в солдаты

«…Всяких чинов людем сказать, кто похочет людей и крестьян своих отпускать на волю, и тем людем и крестьяном давать отпускныя, и с теми отпускными приводят их в приказ Холопья суда, а из того приказу таких отпущенных и вольных людей и крестьян, и которым людем отпускныя довелись дать, из приказу Холопья Суда отсылать в Преображенск, и которые из них годятся в службу, и тех писать в солдаты, а которые в солдаты не годятся, и на тех людей и крестьян указал Великий Государь, по прежним Своим Великаго Государя указом, давать из приказу Холопья суда на кабальных людей кабалы, а на крестьян ссудныя записи, к кому они идти похотят».

— 1711 г. †  Атласов Владимир Васильевич

Начало присоединения Камчатки к России и ее освоения историки традиционно связывают с походом В.В. Атласова 1697-1699 гг., хотя русские посещали этот полуостров и ранее.

Атласов Владимир Васильевич (род. ок. 1652 г.) – якутский казак, землепроходец. Отцом его был устюжский крестьянин, бежавший за Урал. Атласов начал казацкую службу в Якутске в 1672 г. В 1695 г. был назначен приказчиком Анадырска, самого отдаленного русского острога на востоке. Атласов решил идти на Камчатку и цель похода объяснил в челобитной: «для прииску новых землиц и для призыву под самодержавную великого Государя высокую руку вновь неясачных людей… и для соболиного промыслу».

В 1696 г. Атласов, собрав 120 человек, отправился в экспедицию, и где ласкою и приветом», а где оружием, подчинял местное население и брал ясак (дань). Через два с половиной года вернулись только 19 человек.

Экспедиция положила начало присоединения Камчатки к России. В 1700 г. Атласов отправился в Москву, чтобы доложить о «новоприисканной землице» и изложить проект новой экспедиции. Докладом Атласова заинтересовался лично Царь Петр I и повелел: «ево Володимера в Сибирском приказе допросить впредь о посылке в Камчадальскую землю для прииску новых землиц».

Был убит взбунтовавшимися казаками. 1 февраля 1711 г. его нашли зарезанным.

Всю свою жизнь он провел в походах, путешествиях, столкновениях, опасностях, увлекаемый и своим призванием землепроходца. Из его двух «скасок» об открытии Камчатки видно, что это был человек очень наблюдательный, способный подмечать и сравнивать: в них он дает довольно отчетливое понятие о географии, этнографии, животном и растительном мире Камчатки. Ценнейшие сведения о Камчатке, впервые описанной Атласовым, стали достоянием русской и мировой науки.

Для дальнейшего освоения Камчатки были направлены экспедиции В.Беринга. 

— 1720 г. Указ Царя Петра I

Указом определено завести в Киеве фабрику зеркал и хрустальной посуды.

— 1726 г. † Посошков Иван Тихонович

Родился в 1652 г. Писатель, первый русский экономист, купец-предприниматель, крестьянин, «искатель христианской правды, патриот, сторонник анархического принципа».

Написал «Книгу о скудости и богатстве». В ней он следует духовным ценностям Древней Руси. Проводит домостроительства (экономики, хозяйства), цель которого, по его мнению, – в достижении изобильного богатства, т. е. определенного достатка человеческих вещественных и невещественных благ. Источником богатства является только труд, «безотносительно к его физическим и социальным особенностям».

Изобильное богатство понимается им не как средство к роскошной жизни, а как средство обеспечения некоторого достатка для прокормления своей семьи, церковного богослужения и выплаты царских налогов. Изобильное богатство может быть очень скромным, и дело совсем не в величине его, а в том, что каждый человек должен обязательно трудиться, приносить «прибыток». Трудом создается «всенародное богатство», состоящее из «домовых внутренних богатств». Некоторые «избытки» во «внутреннем домовом хозяйстве» предполагают продажу их вне хозяйства. Посошков стоял на позициях регулирования внешнеторговой деятельности в сторону таможенного ограничения вывоза за границу сырья. Он полагал, что продавать надо преимущественно готовые продукты. Ученый стоял за независимость русского хозяйства от иностранного рынка, предлагая использовать для этого таможенную политику, содействующую росту российской промышленности и созданию производств, продукты которых тогда закупались за границей. За рубежом следует покупать только то, чего нельзя сделать в России.

Посошков неоднократно высказывает идеи экономической автаркии, независимости русского хозяйства от внешних рынков. Богатство народа состоит не в том, что он получает из-за границы, а в том, что он создает внутри своего хозяйства, обеспечивая себя всем необходимым.

— 1810 г. Манифест Императора Александра I

Император Александр I принял ряд мер по упорядочению денежной системы, о чем было заявлено в манифесте от 1 февраля 1810 года: 1. Все банковские ассигнации, находящиеся в обращении, признавались государственным долгом, обеспеченным богатством России. 2. Выпуск новых ассигнаций отныне прекращался и допускался только для замены ветхих купюр. 3. Купечество Санкт-Петербурга, Москвы и Риги получило право выдвигать по одному представителю в качестве директоров Государственного ассигнационного банка. 4. Во всех губернских и других крупных городах учреждались разменные конторы. 5. Для регулирования обращения ассигнаций намечалось использовать срочный внутренний заем.

— 1817 г. †  Мусин-Пушкин Алексей Иванович

Граф, государственный деятель, коллекционер, археограф и историк. Родился 16 марта 1744 г. Член Российской академии (1789 г.). С 1775 г. начал собирание письменных и вещественных памятников отечественной истории.

Мусину-Пушкину удалось открыть Лаврентьевскую летопись, список «Русской правды», «Поучение Владимира Мономаха». Он опубликовал «Книгу Большому Чертежу» (1792 г.), «Русскую правду» (1792 г.), «Духовную вел. кн. Владимира Всеволодовича Мономаха…» (1793 г.) и «Слово о полку Игореве» под названием «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославича» (1800 г.). Коллекцией Мусина-Пушкина пользовались Н. М. Карамзин, И. Н. Болтин и др. При нашествии Наполеона часть коллекции Мусина-Пушкина погибла во время московского пожара 1812 г.

— 1831 г. Указ Сената

О запрещении воспитывать детей от 10 до 18 лет за границей под угрозой лишения права на поступление в гражданскую службу.

— 1837 г. Отпевание А.С. Пушкина

Отпевание происходило в Церкви Спаса Нерукотворного в Петербурге, на Конюшенной площади, и отсюда его гроб был увезен в Святогорский монастырь.

Главными святынями в храме были привезенные из Константинополя иконы Нерукотворного Спаса и Знамения, а также шитая шелком и жемчугом плащаница.

Церковь была закрыта в 1919 г. В 1990 г. храм возвращен Церкви.

— 1883 г. †  Мельников-Печерский Павел Иванович

Русский писатель. Павел Иванович Мельников-Печерский родился в 1818 г., выдающийся беллетрист-этнограф. Его произведения открывают нам теперь уже ставший достоянием истории, удивительно колоритный мир исконной кондовой Руси, полный жизни и движения: те картины быта, на которые Мельников был удивительный мастер: обеды, обряды, промыслы, гулянки, моления, скитская жизнь, прения о вере.  

Самое ценное в произведениях Мельникова-Печерского – его народный русский язык. Он столь точно передавал оттенки общенародного языка и местных говоров, столь виртуозно владел разговорными пластами русской речи, что по произведениям Мельникова языковеды могут изучать диалекты Заволжья. И это была не стилизация, как порою встречается ныне, а глубочайшее проникновение в духовное состояние своих героев.

— 1904 г. Макаров Степан Осипович назначен командующим Тихоокеанским флотом

Макаров развернул активную деятельность. За короткое время заметно окрепли боевой дух и боеспособность флота. Адмирал отказался от тактики пассивной обороны: в поисках противника он отправляет корабли в море… «В море – значит, дома!» – так говаривал адмирал.

— 1912 г. †  Демченко Яков Григорьевич

Публицист, автор сочинений, посвященных критике иудаизма и еврейских замыслов мирового господства. Родился 8 октября 1842 г. в дворянской семье в с. Деньга Золотоношского у. Полтавской губ.

В своей публицистике Демченко разоблачал планы еврейского порабощения России, выступал категорическим противником снятия черты еврейской оседлости.

— 1923 г. «Поместный собор» в Москве

Так называемый «поместный собор» был созван под контролем ГПУ различными группировками раскольников: обновленцами, живоцерковниками, возрожденцами, самосвятами и прочими, и направлен на уничтожение Русской Православной Церкви. Он приветствовал советскую власть, «исполняющую заветы Христа». В числе его «деяний» — постановление о контрреволюционной деятельности священоначалия и лишения Патриаршества Святейшего Патриарха Тихона, о закрытии монастырей, об отмене полностью Юлианского календаря и принятии Церковью с 12 июня 1923 г. Григорианского календаря, о разрешении епископам жениться, о богослужении на русском разговорном языке и др.

— 1927 г. †  Винберг Федор Викторович

Полковник лейб-гвардии Уланского Ее Императорского Величества Александры Федоровны полка; шталмейстер Высочайшего Двора. Происходил из семьи артиллерийского генерала. Окончил Царскосельский Александровский лицей. Видный монархист. Член Русского Собрания, Филаретовского общества, Русского Народного Союза им. Михаила Архангела. Входил в состав комиссии (29 членов), готовившей к печати «Книгу Русской Скорби». Во время первой мировой войны командовал 2-м конным Прибалтийским полком.

Едва узнав об отречении Государя, не считая возможным изменить присяге, оставляет действующую армию (1917 г.), призвав подчиненных всегда хранить верность Царю. Зачисленному в резерв чинов Петроградского военного округа, однажды ему поручили произвести дознание по поводу пения в казармах нижними чинами Преображенского полка Русского народного гимна «Боже Царя храни». Отказавшись выполнить этот приказ, Винберг писал в рапорте: «Можно только приветствовать этот случай, и я сам бы пел «Боже Царя храни», если бы тогда был там». Благодаря доброжелателям в штабе этот рапорт, угрожавший его автору арестом, был уничтожен, а расследование поручено другому офицеру.

Пытался установить связи с Царственными узниками. Был арестован и осужден большевиками вместе с участниками «заговора В. М. Пуришкевича». Во время следствия находился в Петропавловской крепости (дек. 1917—март 1918 гг.), где вел дневник, позднее изданный («В плену у обезьян»). На суде Винберг, отказавшись от защиты, говорил сам. Категорически отрицая свое участие в юнкерском восстании, в последнем слове он заявил: «Участвуй я в нем, я бы никогда не бросил юнкеров, но до конца остался бы с ними. Я — полковник, но не полковник Полковников, так постыдно их бросивший. […] Я был верен в дни счастья Государю Императору Николаю Александровичу, тем более останусь верным Ему в несчастьи. Голова моя может скатиться на вашей плахе, но пред революцией она не склонится». Революционный суд приговорил его к 5 годам принудительных работ. Стойко перенося заключение, он находил в себе силы ободрять своих сокамерников. С уважением к нему относилась даже большевицкая стража. В заключении он был утешен словами «Высочайшего привета и благодарности от Царственных узников из Тобольска».

— 1943 г. Освобождение Ростова

Следующий день 15 февраля →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *