10 февраля

28 января по старому стилю

— Ефрем ветродуй

Запечник, Домового Именины, Сверчковый Заступник, Кудесы.

Если на Ефрема ветер понесся — к сырому году. Ефрем — сверчковый заступник. В этот день нельзя убивать в доме никаких насекомых: ни клопов, ни сверчков, ни тараканов, не то домовой обидится.

Крестьяне были уверены, что болезни и несчастья, появляющиеся с этого дня, происходят от лихого домового.

— 1051 г. Первый русский митрополит

Через 63 года после крещения Руси св. Князем Владимиром, в 1051 г. происходит событие чрезвычайной важности, как доносит до нас «Повесть временных лет»: «Поставил Ярослав Лариона митрополитом, русина, в святой Софии, собрав епископов». До этого все киевские митрополиты были греками.

Помимо утверждения возросшей самостоятельности Руси, избрание Илариона означало и признание его заслуг как выдающегося церковного деятеля, законодателя, философа и проповедника.

Иларион (†1067 г. или после 1073 г.), киевский митрополит (1051–1054/55 гг.), в летописях характеризуется как человек исключительной учености, близкий ко двору Великого Князя Ярослава Мудрого. До 1051 г. – священник церкви Святых апостолов в селе Берестове – загородной резиденции Ярослава.

Его знаменитое «Слово о Законе и Благодати» – пасхальная проповедь, произнесенная им еще в сане священника между 1037 и 1050 гг., возможно, в присутствии Великого Князя Ярослава в Киевском соборе св. Софии, росписи которой представляют собой иллюстрации к сказанному в «Слове». Основная мысль этой проповеди – превосходство христианства над иудаизмом и язычеством, Благодати над Законом и «идольской лестью», победа и распространение учения «Нового Завета» среди «новых» народов, прежде всего – в народе русском.

Иларион излагает христианскую концепцию всемирной истории, в то же время предвидя великую историческую миссию Русской земли: «Ибо вера благодатная по всей земле распространилась и до нашего народа русского дошла». Крестителя Руси св. Князя Владимира Иларион сравнивает с Императором Константином Великим, и вообще русские князья, «которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли».

— 1098 г. † Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский

До своего пострижения в монашество преподобный Ефрем был казначеем и заведовал хозяйством при дворе Великого князя Киевского Изяслава (Димитрия) Ярославича (1054-1068 гг.). Тяготясь шумной и суетливой жизнью и пожелав принять монашество, он получил благословение святого Антония Печерского и был пострижен игуменом Никоном. Разгневанный князь потребовал, чтобы Ефрем вернулся домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышел из монастыря и решил перейти в другое место. Однако Изяслав Ярославич убоялся гнева Божия, внял уговорам великой княгини и снял опалу с монастыря.

После 1072 года Ефрем был поставлен епископом в Переяслав и носил титул митрополита.

Он украсил Переяслав многими прекрасными церквами и гражданскими зданиями,  по греческому образцу возвел вокруг города каменные стены. Он устроил бесплатные больницы для бедных и странников, построил несколько общественных бань.

Скончался святой в 1098 году. Преподобный Ефрем был погребен в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря.

— 1676 г. Последние распоряжения Царя Алексея Михайловича

Царь Алексей Михайлович благословил на царство сына Феодора, поручил царевича Петра деду Кириллу Нарышкину. Затем он приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить из ссылок всех сосланных, простить все казенные долги и заплатить за тех, которые содержались за долги частные, причастился святых тайн, соборовался, и спокойно ожидал своей кончины.                         

— 1693 г. Рождение Императрицы Анны Иоанновны

Дочь Царя Иоанна V и Прасковьи Федоровны из боярского рода Салтыковых.

Племянница Петра I. В 1710 г. Анна обвенчалась с племянником прусского короля, герцогом Курляндским Фридрихом-Вильгельмом. В январе 1711 г. муж Анны скончался. Анна должна была, согласно воле Царя Петра I, поселиться в Митаве, столице Курляндского герцогства (ныне Елгава в Латвии). Там она прожила 19 лет. До 1730 г. Анна находилась в полной зависимости от своих родственников, занимавших российский престол. Но неожиданно умер Император Петр II, внук Императора Петра I. Верховный тайный совет пригласил Анну Ивановну занять российский трон. Царствовала с 1730 – 1740 гг.                             

— 1704 г.  Указ Царя Петра I

О строении в Москве, в Кремле и Китае городе каменных домов, «о разположении оных подле улиц и переулков, а не внутри дворов и об обязанности владельцов продавать дворовыя места, если они не в силах выстроить каменнаго здания».

«…На Москве всяких чинов людям в Кремле, в Китае строить палаты и всякое каменное строение, по прежнему Своему Великаго Государя указу, а хоромнаго деревяннаго строения отнюдь не строить. А строить то каменное строение, по большим улицам и по переулкам, а не посередь дворов своих, добрым мастерством. А кому каменнаго строения строить нечем: и тем дворы свои продавать таким, кому каменное строение, по сему Великаго Государя указу, строить есть чем…».

— 1704 г. Указ Царя Петра I

О погребании умерших в третий день…

«Умерших всяких чинов людей мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у Святых церквей: и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению…».

— 1724 г. Российская Академия наук

По повелению Императора Петра I указом правительствующего Сената учреждена Российская Академия Наук. Указом повелено устроить академию наук, «где бы учились языкам, наукам и знатным художествам».

— 1725 г. † Император Петр I Великий

Родился в московском Кремле 30 мая 1672 г. Царствовал с 1682 г. по 1725 г. Сын Царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. Вступил на престол девяти лет совместно со своим старшим братом Царем Иоанном V, при регентстве своей старшей сестры царевны Софьи Алексеевны. Через семь лет Петр сверг регентшу, помогать управлять стала его мать, Царица Наталья Кирилловна. Царица скончалась в 1694 г., а два года спустя, в 1696 г. умер и старший брат Петра – Царь Иоанн V. Лишь тогда Петр взял правление в свои руки.

Петр не щадил своего здоровья, трудясь на пользу России. Осенью 1724 г. он, спасая солдат на Лахте, простудился, заболел и 28 января 1725 г. скончался, не назначив себе приемника.  Тело его поставлено в Петропавловском соборе на катафалке, похороны состоялись 8 марта 1725 г. Похоронен в Петропавловском соборе, им самим заложенном.

Император Петр I был женат дважды:  1) на Евдокие Федоровне Лопухиной и 2) на Марте Самойловне Сковорощенко, в православии Екатерине Алексеевне, и имел детей: от первого брака — трех сыновей, в том  числе  царевича Алексея, от второго брака — двух сыновей, умерших в младенчестве, и шесть дочерей, в том числе Елизавету, Императрицу и самодержицу всероссийскую.

— 1725 г. Вступила на престол Императрица Екатерина I (1725-1727 гг.)

— 1798 г. Рождение Великого Князя Михаила Павловича

  Четвертый сын Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны.

— 1881 г. † Достоевский Федор Михайлович

Великий русский писатель. Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. Он сумел не только преодолеть свои личные грехи молодости покаянием, но и разоблачить главный сатанинский исток подобных грехов, в том числе общественно-политических (социализм) в своем гениальном творчестве. Ищущим некоего идеально справедливого «социализма», но не учитывающим действие в мире сил зла, неподвластных нам, он оставил завещание в последнем выпуске «Дневника писателя» (январь 1881 г.), вышедшем посмертно: «Вся глубокая ошибка их [социалистов] в том, что они не признают в русском народе – Церкви… Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм».

«Евреи, — писал Достоевский, — всегда живут ожиданием чудесной революции, которая даст им свое «жидовское царство». Выйди из народов и… знай, что с сих пор ты един у Бога, остальных истреби, или в рабов оброти, или эксплуатируй. Верь в победу над всем миром, верь, что все покорится тебе. Строго всем гнушайся и ни с кем в быту своем не сообщайся. И даже когда лишишься земли своей, даже когда рассеян будешь по лицу всей земли, между всеми народами, — все равно верь всему тому, что тебе обещано раз и навсегда, верь тому, что все сбудется, а пока живи, гнушайся, единись и эксплуатируй и — ожидай, ожидай».

Явление бесов на Русь Достоевский прямо связывает с «жидами и жидишками», составлявшими идейное ядро революционеров и либеральной интеллигенции. Все они — воплощение сатанизма и антихриста.

Предрекая грядущие потрясения и предсказывая, что «от жидов придет гибель России», Достоевский видел в революции бунт антихриста против Христа, дьявола и его слуг иудеев против Бога.

«Верхушка иудеев, — писал Достоевский, — воцаряется все сильнее и тверже и стремится дать миру свой облик и свою суть».

«На протяжении 40-вековой истории евреев двигала ими всегда одна лишь к нам безжалостность… безжалостность ко всему, что не есть еврей… и одна только жажда напиться нашим потом и кровью».

«Жид и банк — господин уже теперь всему: и Европе, и просвещению, и цивилизации, и социализму, социализму особенно, ибо им он с корнем вырвет христианство и разрушит ее цивилизацию. И когда останется лишь одно безначалие, тут жид и станет во главе всего. Ибо, проповедуя социализм, он останется меж собой в единении, а когда погибнет все богатство Европы, останется банк жида. Антихрист придет и станет в безначалии».

«Наступит нечто такое, чего никто не мыслит… Все эти парламентаризмы, все гражданские теории, все накопленные богатства, банки, науки… все рухнет в один миг бесследно, кроме евреев, которые тогда одни сумеют так поступить и все прибрать к своим рукам».

«…Революция жидовская должна начаться с атеизма, так как евреям надо низложить ту веру, ту религию, из которой вышли нравственные основания, сделавшие Россию и святой и великой!»

«Безбожный анархизм близок: наши дети увидят его… Интернационал распорядился, чтобы еврейская революция началась в России… Она и начинается, ибо нет у нас против нее надежного отпора — ни в управлении, ни в обществе. Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут разлагать религию, разрушать храмы и превращать их в казармы, в стойла, зальют мир кровью и потом сами испугаются. Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских. Предвидится страшная, колоссальная, стихийная революция, которая потрясет все царства мира с изменением лика мира сего. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови».

Все предсказания великого русского писателя сбылись с ужасающей точностью и продолжают сбываться в наше время.

— 1897 г. Первая Всероссийская перепись населения 

Единственная всеобщая перепись населения Российской Империи была проведена в 1897 году по инициативе П.П.Семенова-Тян-Шанского. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века. Она проводилась по единой программе по всей стране одновременно. Единицей наблюдения было хозяйство, на которое и составлялся переписной лист, содержащий 14 пунктов (возраст, брачное состояние, сословие, состояние или звание, место рождения, место приписки и постоянного жительства, вероисповедание, ремесло, промысел, должность или служба и другие).

В истории этой переписи много интересных фактов и курьезов. Например, Николай II в графе «род занятий» указал: «хозяин земли русской», а некоторые мужики из деревень на вопрос об имени и отчестве жены, отвечали так: «Буду я величать ее! Баба так и есть, и нет ей больше названия».

Многие добровольные участники переписи были награждены медалью «За труды по первой всеобщей переписи населения 1897 года», которая была учреждена Николаем II. Среди награжденных много представителей русской интеллигенции, в их числе А.П.Чехов, который руководил группой счетчиков в Серпуховском уезде Московской губернии.

Раньше, — еще в период крепостного права, — бывали только весьма несовершенные «ревизии» (последняя в 1858 г.). Оказалось, впрочем, что приближенный статистический учет населения правительственными органами лишь немного отставал от действительности: «официально» считали около 120 миллионов населения, оказалось 126,4 милл. (не считая двух с половиной миллионов жителей Великого Княжества Финляндского). Перепись дала огромный материал о вероисповедном и племенном составе населения, о его занятиях, о распространении грамотности и т. д. Разработка этих материалов растянулась затем на долгие годы.

— 1915 г. Государь Император Николай II прибыл в Полтаву

В Полтаве Государь был встречен архиепископом Феофаном. После посещения госпиталей Государь выехал в Севастополь.

Следующий день 11 февраля →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *