31 марта

18 марта по старому стилю

— День Кирилла

Кирилл — Дери Полоз. Трофим — Евкарп.

Почему «дери полоз»? Да потому что выехав утром на санях на растаявший на мартовском солнышке и подмерзший за ночь наст, можно было действительно ободрать полозья. На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади — зима. На Трофимов марток продерет холодок. Зацвела мать-и-мачеха – наступит тепло.

— 978 г. † Царственный мученик Эдуард, король Английский

В 975 году Эдуард был коронован в возрасте 13 лет (именно в том возрасте, в котором был убит Цесаревич Алексей). Через три года он был убит по приказу своей завистливой и злобной мачехи, королевы Эльфриды, в замке Корф. Его убийство потрясло англосаксов, которые почти сразу же стали называть его королем Эдуардом мучеником.

Сегодня его мощи находятся во владении Русской Православной Церкви в Британии, и день его мученической кончины, 18/31 марта, торжественно празднуется Православной Церковью в Англии.

— 1584 г. † Царь Иоанн IV Грозный

Царствовал с 1533 г. по 1584 г.

Русский народ, чуткий и отзывчивый, оценил, конечно, все тяжелые условия, при которых царствовал Иоанн, а поэтому не дал ему названия Кровожадного или Жестокого, а прозвал только Грозным для врагов Отечества, так же как и его великого деда — Иоанна III. Поэтому и мы в настоящее время не имеем права судить Царя Ионна IV строже, чем его современники и подданные.

Митрополит Дионисий постриг Царя Иоанна пред самой его смертью в схиму под именем Ионы.

Правление Иоанна IV Васильевича, первого Великого Князя, официально помазанного на царство на Руси в 1547 г. и этим закрепившего преемственность от Византийского Второго Рима, – врагами России всегда представляется исключительно в отрицательном свете. Даже перевод слова «Грозный» на все европейские языки сделан тенденциозно – как «ужасный», хотя «грозный» по-русски означает скорее «строгий», «грозящий» и не содержит отрицательной оценки.

Он не только утвердил царскую власть в России, но и явился основоположником понятия самодержавия, создав целую теорию монархического права. Он дал учение о целях власти, о ее основах и пределах. Он оттенил и священный характер сана, говоря об отношениях подданных к царю. «Если царь несправедлив, он грешит и отвечает перед Богом, и Курбский может порицать Иоанна, как человека, — пишет он, — но не может не повиноваться тому, что божественно, — его сану. Не мни праведно на человека возъярився, Богу приразиться ино бо человеческое есть, аще и порфиру носит, ино же Божественное».

В себе он видел одного из тех царей, которых помазал Бог на царство в Израиле, но также низвергал и наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок перед Царем царей. Он поставлен для доставления другим тихого и безмятежного жития, для наказания злых, для поощрения делающих добро, для осуществления правды на земле.

Все европейские соседи, по мнению Ивана IV, суть представители власти безбожной, руководимой не Божественными повелениями, а человеческими страстями: все они рабы тлена и похоти.

Не на народном суверенитете основал он свою власть, не на многомятежного человечества хотении, а на том, что «искра благочестия дойде и до Русского царства. Самодержавства нашего начало от св. Владимира, Владимира Мономаха, и даже дойде и до нас, смиренных, скипетродержавие русского царства».

В силу Промысла Божьего, сделавшего его потомком первых самодержцев, правит Иван IV своим царством. Верховная власть принадлежит не народу, а той Высшей силе, которая указывает цели жизни человеческой.

Власть царя — миссия, свыше данная, она — служение, подвиг, а не привилегия. Монарх — лишь выразитель веры народа, а не представитель его воли.

Учение Грозного об основах власти, понятие о самодержавии как о власти, обязанной собственному праву по нравственному подвигу в силу Промысла Божия, «доведшего искру благочестия до Русского Царства и скипетродержавие до нас, смиренных», и не опирающейся на «многомятежного человечества хотение», оставалось основой русского права вплоть до 1917 г.

На сегодня известно об идущем еще с 17 века народном почитании благоверного Царя Иоанна Грозного. Однако этого первого Божиего Помазанника на Руси почитали и русские Императоры — Петр I, Александр III и его сын святой Царь-мученик Николай II с Царицей Александрой Федоровной.

Император Петр I прямо говорил о том, что Царь Иоанн IV является для него образцом для подражания. По повелению Императора Александра III в 1882 году была обновлена икона-фреска в Грановитой палате Московского Кремля. На ней мы читаем такую надпись: «Благоверный и Христолюбивый, Богомъ венчанный Великiй Государь Царь и Великiй Князь Иоаннъ Василiевичъ, Всея Великiя Россiи, многих государствъ Государь и Самодержецъ».

А святой Царь-мученик Николай II с Царицей-мученицей Александрой Федоровной готовили всероссийское прославление Иоанна Грозного во святых.

— 1606 г. Погребение в Москве боярина Михаила Никитича Романова

Боярин Михаил Никитич мученически скончался и был погребен в Ново-Спасском монастыре в усыпальнице Прародителей Царского Дома Романовых.

Михаил Никитич был дядей первого Царя из Дома Романовых — Михаила Феодоровича. Царь Борис Годунов, желая отделаться от возможных соискателей Престола, воспользовавшись ложным обвинением, подверг братьев Романовых опале (втор. пол. 1600-1601 гг.). Филарет Никитич, отец Царя-родоначальника Михаила, был пострижен в монахи, его братья Василий и Иоанн были сосланы в Сибирь, в Пелымский край. Наиболее тяжкая учесть ожидала «могутного» Михаила Никитича. Его сослали в Приуральский Чердынский край, в Пермь Великую, в погост Ныроб для содержания его с особливою предосторожностью, «чтобы он не утек». В 1601 г. он прибыл туда. Здесь на его глазах вырыли яму, в которую его опустили, оставив небольшое отверстие, через которое давали хлеб и воду. По указанию свыше, боярина Михаила держали закованного в тяжкие цепи в крепком железном ошейнике (вес оков достигал трех пудов). В таких условиях Высокий узник прожил менее года, скончавшись во второй половине 1601 г., по одним сведениям от голода и тяжких физических страданий, по другим — задушен охраной.

В 1606 г., при перенесении тела Михаила Никитича в Москву, по свидетельству церковной летописи, » в пятый год после его кончины взято оно ничем невредимо, только от руки, от перста едина некоторую часть земля отъяла».

— 1614 г. Царь Михаил Федорович даровал донским казакам знамя

Знамя было прислано вместе с грамотой. Знамя было из камки красного цвета с лазоревой опушкой. В центре двуглавый орёл, в кайме надпись: «Повелением Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца и при Его Государево сыне, при Благоверном Царевиче и Великом Князе Алексее Михайловиче, писано сие знамя на Дон Донским атаманом и казаком лета 7152, Августа в 27 день».

Знамя, «с чем против недругов стоять и на них ходить», было благодарностью Царя за помощь в изгнании из России поляков.

— 1699 г. Царь Петр I провел первый морской парад

Точнее, это был не парад, а смотр сил только что созданного им Азовского флота. Предстояло заключение с Турцией мирного договора, и Царь Петр I решил показать турецкому султану, что Россия на Азовском море имеет боеспособный военно-морской флот, и с ней следует вести переговоры с учетом этого.

— 1797 г. Указ Императора Павла I

Император Павел I издал Указ о свободе вероисповедания в Польше для католиков и православных.

Император своим Указом подтверждает запрещение пропаганды иноверия среди православных, суровость наказания на совращение православных в другую веру и вероотступничество, поощрение перехода в него из других вероисповеданий, стремление оградить официальную религию от влияния извне и уведомлял, что, вступив на престол «…предположил обеспечить каждому свободу исповедания веры им содержимой». Помещикам, духовенству и другого звания людям римско-католического исповедания указ запрещал «…не токмо привлекать в оное тайно советами или же… насильственно подданных наших», но и стеснять свободу тем, «кои… к Православной церкви присоединяться возжелают, под опасением за преослушание сей нашей воли наказания по всей строгости закона».

— 1856 г. Парижский трактат

Мирный договор, по которому Россия потеряла владения на устьях Дуная — часть Бессарабии  (возвращены в 1878 г.), а Черное море было объявлено нейтральным и вход в него воспрещен военному флоту всех держав, в том числе и прибрежных, право иметь на нем флот Россия возвратила себе в 1871 г.

— 1867 г. Подписан договор об отдачи в аренду земли Русской Америки

На 99 лет Аляска и Алеутские острова отдавались Соединенным Штатам за 7,2 млн. долларов.

При прохождении договора через Сенат США сенатор Ч. Самнер в своей речи предложил новое наименование этих территорий «Аляска». До 1884 года Аляска находится в ведении военного министерства США, в 1884 – 1912 гг. округ, затем территория, с 1959 года — штат США

— 1910 г. † Виноградов Петр Алексеевич

Русский зодчий, родился  26 июня 1858 г., похоронен на Ваганьково.

По проектам П.А. Виноградова в Москве построены:

  • Доходный дом ул. Новая Басманная ул., 35, год постройки 1899 г.
  • Доходный дом 1876-1877 гг., ул. Арбат, 55/32.
  • Московский Епархиальный дом (1902 г., Лихов переулок, д. 6), где проходил в 1917г. Поместный Собор и избрали Патриарха Тихона.
  • Собор Иверской иконы Божьей Матери Николо-Перервинского монастыря (1904 г., Шоссейная ул., 82.
  • Трапезная (Храм Казанской иконы Божией Матери) Рождественского монастыря (1904 г.).
  • Там же реконструкция церкви Иоанна Златоуста (1903, ул. Рождественка, 18).
  • Возвёл по своему проекту церковь Трех Святителей Скорбященского монастыря (1908-1910 г) и многое другое.

Главная работа — Троицкий собор Выксунского Иверского женского монастыря (г. Выкса, Нижегородская губ.). Проект в 1895 г., заложен в 1897 г., освящён в 1909 г., летом 1927 года, в преддверии десятой годовщины октябрьского переворота, храм был взорван. Храм был не меньше храма Христа Спасителя. Взрыв был такой силы, что население эвакуировали в леса. Сёстры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель, были заживо погребены в подземных кельях. Оставшиеся монастырские строения были отданы советским учреждениям и под жильё.

— 1961 г. В Совет по делам Русской Православной Церкви приглашены Святейший Патриарх и постоянные члены Синода

Председатель Совета предложил архипастырям провести коренную реформу приходского управления: «Надо пересмотреть отдельные пункты «Положения об управлении Русской Православной Церковью», чтобы во главе общины был исполнительный орган, а не настоятель церкви».

И 18 июля 1961 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Троице-Сергиевой лавре состоялся Архиерейский Собор, который вынужден был внести радикальные изменения в 4-ю часть «Положения об управлении Русской Православной Церковью», продиктованные Советом и негативно сказавшиеся на приходской жизни.

Следующий день 1 апреля →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *