30 марта

17 марта по старому стилю

— День стока. Алексей теплый

Начало течения с гор воды. Весенний русский праздник. Алексей — с гор вода. Бурное снеготаяние. Если тепло, то и весна будет теплой.

— 411 г. † Алексий, человек Божий

Относится к числу самых любимых православных святых.

Родился он в Риме. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Он тайно покидает Рим и плывет в Месопотамию в город Едессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя.

17 лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и насмешки от других слуг своего же отца. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая в его руке прощальная записка.

У русских этот святой назывался «Теплым», потому что около дня его памяти усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: «Алексея, человека Божия — с гор потоки», «Алексея — с гор вода».

— 1117 г. Начало княжения в Новгороде Всеволода Мстиславича

Правил до 1136 г.

— 1207 г. Прославление (истечение слез) иконы Покрова Пресвятой Богородицы

Икона находилась в новгородской церкви во имя апостола Иакова

— 1462 г. † Великий Князь Василий II Темный

Княжил с 1425 г. по 1462 г., внук Великого князя Димитрия Донского. Несмотря на все внутренние безпорядки на Руси «смирный, добрый и всегда уступчивый» Великий Князь Василий Темный свершил величайшее историческое решение: он решительно отверг Флорентийскую унию (1439 г.) с католиками, к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и Всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем во главе Русской Церкви вопреки воле Великого Князя). Первоиерарх был с позором низложен как предатель Православия и изгнан из пределов Руси.

В 1441 г. вернувшийся с Флорентийского Собора митрополит Исидор совершает богослужение в присутствии великого князя Василия II Темного в Успенском соборе Кремля. За литургией вместо вселенских патриархов впервые поминается имя папы римского Евгения. По окончании службы диакон, став на амвон, прочитывает грамоту Флорентийского Собора, противоречащую православию. Волнение, смущение охватывает присутствующих в храме, подавленных согласием с постановлениями Собора виднейших иерархов восточных и византийского царя Иоанна. Все безмолвствуют. “Вся князи умолчаша и бояре и иные мнози”,— говорит летопись. Но вдруг раздается голос ревнителя православия, знатока канонов — великого князя Василия Васильевича. Вступив в спор с Исидором, назвав его “ересным прелестником”, “лютым волком”, губителем душ, великий князь обличает сего предателя. После совета с боярами государь сажает Исидора под стражу в Чудов монастырь, откуда купленный латинянами грек бежит в Рим. Святители же и бояре прославляли ум великого князя: “Государь! Мы дремали; ты един за всех бодрствовал, открыл истину, спас веру; митрополит отдал ее на злате римскому папе и возвратился к нам с ересью”.

Великий князь Василий Тёмный был женат на Марье Ярославовне (в иночестве Марфа), княжне воровской, внучке князя Владимира Андреевича Храброго, от которой имел семь сыновей, в том числе великого князя Ивана III, и дочь, выданную за князя Василия Рязанского. Тело великого князя погребено в московском Архангельском соборе.

— 1462 г. На московский престол вступил Великий князь Иоанн III

Выдающимся достижением Иоанна III было свержение золотоордынского ига в 1480 г., за что он получил в народе прозвище Святой. После женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог в 1472 г. стал наследником византийских василевсов. В ряде документов Иван именовал себя «государем» и «царем», а своего внука Дмитрия венчал на царство. В его правление Русь превратилась в Российское государство, гербом которого стал двуглавый орел, заимствованный из Византии. Другим символом Московского государства стал Георгий Победоносец, поражающий копьем змия.

Иоанн III беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией. Он установил нормы налогов, собиравшихся с населения в пользу наместников. В Москве появились первые приказы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В 1497 г. издан общерусский Судебник, с помощью которого стало проводиться судопроизводство. Большую роль стали играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход только один раз в году – за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване появилась артиллерия как составная часть войска. Сурово расправился Иван с движением «нестяжателей», чья деятельность была направлена на подрыв государственной мощи.

— 1647 г. Указ Царя Алексея Михайловича

По указу государеву патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы со всем освященным Собором уложили: по правилам святых апостолов и святых отцов, в воскресный день отнюдь не подобает православным христианам работать, но должно приходить в церкви Божии на молитву.

В субботу вечером переставать от всякого дела за три часа до ночи, как только начнут благовестить к вечерне, прекращать торговлю, затворять ряды и торговые бани и в бани не ходить.

Утром в воскресный день не отпирать рядов и ничем не торговать до пятого часу дня, а как только минет четыре часа, отворять ряды и торговать харчами и всякими товарами; корм же скотской, овес и сено, продавать во все дни и часы невозбранно.

В праздники Господские поступать так же, как и в воскресные дни; когда бывают крестные ходы, тогда в рядах ничем не торговать и рядов не отпирать, пока из ходу с крестами не придут в соборную церковь, а потом торговать.

В зимнюю же пору, когда в дне бывает семь часов, открывать в воскресные дни торговлю в начале четвертого часа дня, в субботу же вечером переставать от всякого дела за час до ночи.

Это уложение было разослано по всей России и прочитано по церквам всему народу.

— 1690 г. † Патриарх Московский и всея Руси Иоаким

В миру Иван-Большой Петрович Савёлов, автор поучений, полемических произведений и посланий. Московский дворянин, ведущий род из Великого Новгорода.

В 1664–72 гг. Иоаким был архимандритом Чудова монастыря в Москве, что приблизило его ко двору Царя Алексея Михайловича. В 1672 г. Иоаким принял сан митрополита Новгородского. После смерти патриарха Питирима в 1674 г. стал патриархом.

В 1689 г. Иоаким добился немедленного изгнания из России иезуитов. В 1690 г. Церковный собор осудил «латинствующих еретиков».

В 1685 г. усилиями патр. Иоакима и руководителя правительства царевны Софьи В. В. Голицына в состав Московской патриархии вошла Киевская митрополия, с кон. XV в. подчинявшаяся Константинопольскому патриархату. Принимал активное участие в политической жизни государства. В 1689 г. поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей.

Патриарх Иоаким был непримирим к иностранцам: отказывался обедать с ними за одним столом, запрещал обращаться к немецким врачам. Перед смертью составил духовное завещание, в котором содержался завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам.

— 1775 г. Манифест Императрицы Екатерины II

В манифесте Императрица облегчила налоги, уничтожила разные податные сборы, отменила жестокие наказания для нижних чинов, даровала всепрощения за уголовные дела имевшие 10-ю летнюю неизвестность, и простила замешанных в пугачевском мятеже.

— 1776 г. Рождение Большого театра

Московская полицмейстерская канцелярия выдала десятилетнюю привилегию на публичную театральную деятельность губернскому прокурору князю П. В. Урусову. Ему дозволялось устраивать в Москве публичные театральные представления, а также концерты, «воксалы» и маскарады. Тогда в первопрестольной постоянного театра не имелось, но многие «охотники разных сословий» из дворян, мещан, купцов, приказчиков и крепостных давали представления в наемных или собственных залах.

Дата 17 марта 1776 г. вошла в историю отечественной и мировой культуры как день основания в Москве Большого театра, рождения постоянной театральной труппы. Она состояла из актеров и актрис, балетных танцоров и танцовщиц, а также музыкантов – всего 43 человека, многие из которых были выпускниками Московского университета.

— 1811 г. † Архиепископ Вениамин (Краснопевков-Румовский)

Сын священника с. Красного близ Петербурга, на 20-м году принял монашество, в 1774 г. хиротонисан в епископа Олонецкого, в 1775 г. переведен в Архангельск, где и пробыл ок. 23 лет. Много потрудился в деле устройства Архангельской епархии, поднял роль и значение благочинных, завел во всех монастырских церквах памятные книги или летописи, куда должны были записываться «древние достопамятности и все достойное памяти». Благодаря этому в епархии открыли потом много ценных исторических памятников.

В 1798 г. епископ Вениамин переведен в Н. Новгород. С 1802 г. — архиепископ. От Императрицы Екатерины II получил панагию, осыпанную бриллиантами и яхонтами.

Владыка Вениамин известен и как благотворитель. Написал книгу «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях Церкви», принесшую ему большую известность.

Боролся с распространением лжеучений. После проведения им следствия был наказан «пророк» Кузька, обманывавший народ в Тетюшинской волости.

— 1851 г. Войсковой праздник Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск

Генерал-губернатор восточной Сибири А. А. Муравьев получил высочайшее  повеление Государя Императора Николая I на обращение русского населения Забайкальской области в казачье сословие. К 17 марта 1851 года к верховьям Амура были подтянуты казачьи части. Забайкальское казачье войско было образовано из части сибирских казаков, бурят, эвенкийских военных формирований и крестьянского населения некоторых районов в составе 3 конных полков и 3 пеших бригад.

Вскоре Амурский край стал российским. Пекинский трактат 1860 года закрепил его российскую принадлежность. В 1858 году учреждено Амурское казачье войско (Положение о войске утверждено в 1860 году). Войско было разделено на 4 округа: два полковых на Амуре и два батальонных (один на Амуре и один на Уссури). Позднее из него выделилось Уссурийское войско. Уссурийское казачье войско было основано в 1889 году на основе полубатальона Амурского казачьего войска, а впоследствии расширено за счет переселенцев из донских и кубанских казаков.

Войсковое знамя даровано войску 19 февраля 1906 года. Полотнище тёмно-зеленое, кайма жёлтая, шитье серебряное, икона — Спас Нерукотворный.

Неоценим вклад казаков в освоение Сибири и Дальнего Востока. Забайкальское, Амурское, Уссурийское Казачьи Войска сыграли громадную роль в деле укрепления и удержания русской власти на далеких окраинах Сибири и Дальнего Востока.

— 1882 г. † Архиепископ Гурий (Карпов)

В миру Григорий Платонович Карпов, миссионер-подвижник, богослов,  писатель, переводчик. Архиепископ Гурий, сын саратовского священника, окончил Саратовскую семинарию, после чего состоял учителем латинского языка в Саратовском духовном училище (владел немецким, английским, итальянским, лучше всех — французским). Гурий стал готовиться к университетскому экзамену, но внезапная тяжелая болезнь обратила его мысли к духовной карьере и побудила дать обет постричься в монахи. В 1839 г. он был пострижен и рукоположен в иеродиакона, а после окончания Академии и получения степени кандидата богословия рукоположен в иеромонахи. В это же время Гурий вошел в состав Китайской миссии и пробыл в Пекине до 1850 г.

За время пребывания в Китае изучил китайский язык «как родной», перевел на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, Требник, Служебник и Катехизис. Знание иностранных языков дало возможность Гурию изучить иностранную литературу о Китае, т. к. в России ее тогда просто не было. Он собрал «великое множество» материала о Китае. Напечатал «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае» (1863 г.) и «Отчет о состоянии и действиях Пекинской миссии» (1864 г.). В Китае на Гурия возлагались и дипломатические поручения.

25 августа 1856 г. Гурий был назначен начальником Пекинской духовной миссии. Время пребывания Гурия в Китае ознаменовалось совершенным переломом в отношениях Срединной империи к европейским государствам — китайцы открыли свои двери европейцам.

— 1905 г.  «Церковный вестник»

Церковные круги, во главе с митрополитом С.-Петербургским Антонием, выдвинули проект преобразований для установления большей независимости церкви от государства.

17 марта в «Церковном Вестнике» появилась записка группы 32 столичных священников. «Только свободно самоуправляющаяся церковь» — говорилось в ней — «может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие. Что же будет, если свободою религиозной жизни, исповедания и проповедования своей правды будут пользоваться все виды большего или меньшего религиозного заблуждения, все религиозные общества и союзы, — и только православная церковь, хранительница подлинной Христовой истины, одна будет оставаться лишенною равной и одинаковой с ними свободы?». Записка кончалась требованием созыва поместного собора русской церкви.

— 1922 г. Решение Политбюро о разгроме Церкви

В результате: арест Синода и Патриарха Тихона, необходимость «придать печати бешеный тон», изъятие по всей стране церковных ценностей…

— 1924 г. † Барятинский Анатолий Владимир

Князь Свиты Е.И.В., генерал-майор.

В октябре 1915 г. Георгиевская дума Юго-Западного фронта постановила вручить Императору Николаю II орден Св. Георгия 4-й степени, командующий войсками фронта генерал-адъютант Н.И. Иванов, по словам А.А. Брусилова, «поручил состоявшему при нем другу детства Николая II, свиты его величества генералу-майору князю Барятинскому, отвезти протоколы думы в Ставку, где кн. Барятинский, стоя на коленях, представил верховному главнокомандующему как постановление думы, так и самый крест и передал просьбу Иванова принять и возложить на себя этот орден по просьбе всех войск Юго-Западного фронта. Государь согласился на эту просьбу и принял крест, который тут же надел».

Эмигрировал и скончался во Франции, на 53-м году жизни.

— 1929 г. † Митрополит Киевский Михаил

В миру Ермаков Василий Федорович, экзарх Украины, родился в С.-Петербурге. Закончил Киевское реальное училище, Киевскую духовную семинарию, а затем в 1887 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Гродненская епархия всегда была русским православным форпостом на пути католического прозелитизма, польского сепаратизма и еврейского нашествия, которые значительно активизировались во время смуты 1905 г. Владыка Михаил стал одним из тех, кто возглавил православно-русское сопротивление смуте. Он был избран почетным председателем Гродненского Софийского Православного Братства, которое по своему составу и направлению деятельности было монархическим. Только на помощь русских людей из центральных русских губерний могли рассчитывать монархисты Белой Руси. В своем приветствии в адрес Съезда русских людей в Москве 27 сент.–4 окт. 1909 г. владыка писал: «С берегов Немана, Бобра и Западного Буга истерзанная, изнемогающая, но крепко еще держащая в руках священное свое знамя Русь шлет Москве поклон и сердечный привет и просит памяти и внимания».

Летом 1911 г. еп. Михаил совместно с архиепископом Антонием (Храповицким), еп. Вениамином (Казанским), протопресвитером о. Шавельским и архим. Алексием, настоятелем Городецкого Федоровского монастыря, совершили чин закладки Федоровского Собора в память 300-летия Дома Романовых в Петербурге на углу Тверского пер. и ул. Полтавской.

Перед занятием немцами Гродно вынужден был переехать в Москву, куда, опасаясь поругания, перевез главные епархиальные святыни: гроб с частицею мощей от жидов умученного младенца Гавриила Белостокского и чудотворную Жировицкую икону Божией Матери. Эти святыни хранились в соборе Василия Блаженного, где был настоятелем прот. Иоанн Восторгов.

— 1930 г. Желание сербского народа причислить к лику святых Царя Николая II

30-го марта 1930 года была опубликована в сербских газетах телеграмма, что  православные жители города Лесковац в Сербии обратились к Синоду Православной Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику святых покойного русского Государя Императора Николая II, бывшего не только самым гуманным и чистым сердцем правителем русского народа, но и погибшего славною мученическою смертью.

В сербской печати ещё в 1925 году появилось описание того, как одной пожилой сербке, у которой на войне двух сыновей убили, а один без вести пропал, считавшей последнего тоже убитым, однажды, после горячей молитвы за всех погибших в минувшую войну, было видение. Бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что сын её жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми своими братьями боролся за славянское дело. «Ты не умрёшь, — сказал русский Царь, — пока не увидишь своего сына.» Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын её жив, и через несколько месяцев после этого она, счастливая, обнимала его живым и здоровым, прибывшим из России на родину. Этот случай чудесного явления во сне покойного и горячо любимого сербами русского Императора Николая II разошёлся по всей Сербии и передавался из уст в уста. В сербский Синод начали поступать со всех сторон сведения о том, как горячо сербский народ, особенно простой, любит покойного русского Императора и почитает его святым.

 — 1945 г.  Советские войска захватывают г. Данциг (Гданьск)

 — 1959 г. † Андреев Даниил Леонидович

 Религиозный мыслитель, поэт.

Следующий день 31 марта →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *