27 марта по старому стилю
— Матрона Настовица, Матрёна Полурепница
Слово «наставица» (настовица) имеет двойное значение. Настовицами назывались чибисы, возвращающиеся домой к этому дню, а настом зовется поверхность снега, замерзаемая утренниками после больших оттепелей. Вот и получается, что в этот день еще бывают сильные заморозки, снег схватывает ледком, который под лучами весеннего солнца быстро тает, а прилетевшие из дальних краев птицы во всю радуются весне. Щука хвостом лед разбивает, а овсянка поет: «Покинь санки, возьми воз!»
В это время крестьяне говорили: «Пойдем по настам». На Матрену крестьянки в последний раз выходили на наст отбеливать холсты. Ткачихи всегда просили благословения на свое ткацкое дело у святой Матроны. Они перед отбеливанием холстов непременно шли в церковь и ставили свечу святой — покровительнице хороших хозяек.
В некоторых местах этот день называется «Полурепница». В этот день отбирают годные репы для семян, которые откладывают в сторону. Из оставшейся репы приготавливают какое-нибудь блюда. В старое время репа вслед за капустой была одним из основных продуктов питания крестьянина. Ведь картофель появился на Руси только в конце XVIII века. Поэтому забота о семенах репы — это забота о сытости семьи.
— 1111 г. Вторая и окончательная победа над половцами на р. Сальнице
Русские войска под командованием князей: Святополка, Владимира Мономаха и Давида Святославовича и их сыновей, возложили всю надежду на Бога, после горячей молитвы перецеловались и торжественно сказали друг другу: «Помереть нам здесь. Станем крепко». Господь помог нашим, и после жестокой сечи Половцы были побеждены, причем великое множество их было убито.
По словам летописца, Половцы объясняли свое поражение тем, что какие-то светлые воины носились в воздухе над Русскими полками и всюду оказывали им помощь.
После этого похода слава о подвигах русских воинах разнеслась далеко по всему свету: между Греками, Венграми, Ляхами, Чехами, — и дошла до самого Рима.
— 1399 г. † Великая княжна Мария Александровна
В иночестве Феотиния. Третья жена Семена Ивановича Гордого, великого князя московского и всей Руси, дочь Александра Михайловича, великого князя тверского, и Анастасии. Вышла за великого князя Семена весной 1347 г., имела с ним в течение шестилетнего брака четырех сыновей, умерших в младенчестве, и, пережив мужа почти на пол столетия, умерла в Москве. Тело ее погребено также, в бывшем Спасо-Преображенском монастыре (ныне церковь Спаса на Бору в Кремле).
— 1799 г. Адмирал Федор Ушаков на о.Корфу
27 марта 1799 г., на о. Корфу, в первый день Святой Пасхи, адмирал Федор Ушаков назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божьего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов.
— 1844 г. † Голицын Дмитрий Владимирович
Светлейший князь, генерал от кавалерии.
В январе 1820 г. назначен московским генерал-губернатором. В этой должности приложил много сил и энергии для восстановления города, пострадавшего в 1812 г.
Удостоен всех высших российских орденов, до Св. апостола Андрея Первозванного.
Скончался на 73-м году жизни; похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря.
— 1906 г. Император Николай II принял депутацию Киевского Союза Русских Рабочих
Рабочих представляли руководители Союза рабочие К. Цитович и Р. Данилов.
— 1924 г. Патриарх Тихон встретился с М.Калининым и И.Рыковым
Св. патриарху Тихону удалось добиться аудиенции у М. И. Калинина и А. И. Рыкова, заменившего В. И. Ленина на посту Председателя Совнаркома. Во время встречи патриарх просил оказать содействие в легализации органов церковного управления. Он жаловался на преимущественное положение обновленцев, чьи органы управления зарегистрированы и которым, в отличии от приверженцев Тихона, разрешено созывать съезды, совещания. Патриарх обращал внимание на противоречие между существующим законодательством и практикой властей в отношении к его сторонникам. Патриарх обратился с ходатайством о пересмотре дел высланных в административном порядке архиереев, представив список из 25 человек. Кроме того, он указал на незаконность налогового обложения духовенства и храмов, расходящегося с положениями законодательства.
А. И. Рыков пообещал патриарху уменьшить давление на религиозные организации, снизить налоги на храмы и духовенство и даже освободить из тюрем некоторых иерархов церкви. Состоявшаяся встреча свидетельствовала о корректировке церковной политики советской власти. Показательно уже хотя бы то, что новый глава Советского Правительства вскоре после своего вступления в новую должность принял у себя патриарха.