10 апреля

28 марта по старому стилю

— Евстрат

Мать-и-Мачеха, народное название дня памяти преподобномученика Евстратия Печерского (XI в.).

По народному поверью на Евстрата цветы мать-и-мачехи, собранные в августе, отдают свою целебную силу людям. До этого дня травный венок хранился в доме у божницы. Из него заваривали чай.

Мать и мачеха всяк снегодень после 10 апреля оделит материнской заботой. Даст своего огня, своего тепла. Мать и мачеха — что солнышко расцветшее. Что бы то ни стало — она поднимается, несет свою ношу. И не оставит она того, кто в сиротстве поднимается. Даст хоть каплю материнского тепла тому, кто одинешенек на белом свете!

— 1097 г. † Преподобномученик Евстратий Печерский

Мощи святого покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.

Инок разоренного половцами Киево-Печерского монастыря Евстратий Постник морится голодом купившим его у половцев корсунским жидом, принуждающим его в плену отречься от Христа. Замучил за это жид других монахов-невольников. Убедившись в безуспешности своих попыток, жид в день Святой Пасхи (28 марта), распинает в присутствии других иудеев преподобного Евстратия на кресте. Собравшиеся вокруг распятого святого жестокие мучители поносили страстотерпца и предлагали вкусить их пасхи. На это преподобномученик отвечал: «Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за Имя Его на кресте по образу Его страданий…». Страдалец славит Бога и говорит: “Я верю, что Господь скажет и мне, как сказал разбойнику: “сегодня будешь со Мною в раю”. Но вас постигнет наказание за кровь христианскую”. Жид пронзает преподобного копьем и бросает его тело в море. Предсказание святого мученика Евстратия о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось тотчас после его смерти. В тот же день пришло повеление греческого императора изгнать из Корсуни всех евреев, лишив их имущества, а старейшин избить за мучение христиан. Еврей, распинавший преподобномученика Евстратия, был повешен на дереве, получив справедливое возмездие за беззаконие.

Частицы мощей святого преподобномученика Евстратия хранятся в храме его имени в Терновке в Крыму

— 1750 г. Образование Астраханского казачьего войска

Императрица Елизавета Петровна желая придать Астраханским казакам более совершенную и твердую организацию, даровала старшинство Астраханскому казачьему войску. Был сформирован отдельный конный казачий полк в 5 сотен, а также причислено к Астраханским казакам пожелавших обратиться в казачье звание крещенных татар, калмыков, стрелецких детей и разночинцев. Кроме того, к казакам причислилось несколько семейств отставных солдат.

В 1818 году Астраханским казакам пожалованы знамена, сделанные по размеру армейских знамен, но повторяющие рисунок кавалерийских штандартов (без бахромы).

— 1762 г. Указ Императора Петра III  

О свободе внешней торговли, поощрении производства на  отечественном  сырье  и  отмене части торговых и промышленных привилегий и монополий.

— 1797 г. Въезд в Москву Императора Павла I для Коронования

«В Вербную субботу был торжественный въезд государя в Москву… Шествие из Петровского замка в Кремль продолжалось с часа до пяти пополудни».

Первым из российских монархов он совершил процессию входа верхом. Император Павел I ехал по улице со шляпой в руке, маша зрителям. В церемонии въезда участвовали все чиновники — и военные, и статские, и придворные одетые в оригинальные мундиры, ехали по два в ряд. Государь сам ехал один, несколько позади него следовали верхом два великих князя. Императрица Мария Федоровна ехала в карете.

В Кремле Император остановился лишь затем, чтобы приложиться к святым мощам и иконам, и, потом сев на лошадь, снова продолжал путь до Слободского дворца в прежнем порядке. Во дворец прибыли уже, когда начало смеркаться. Здесь перед государем прошли церемониальным маршем все войска, бывшие в строю.  

— 1841 г. † Архиепископ Каменец-Подольский Кирилл (Богословский — Платонов)

В миру Богословский-Платонов Константин Лукьянович, родился 14 мая 1788 г. в с. Воздвиженском (возле Троицко-Сергиевой Лавры) в семье священника. Учился в Лаврской духовной семинарии.

24 января 1832 г. переведен на Каменец-Подольскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Заботился об исправлении разных нестроений епархиальной жизни, об улучшении быта крепостных крестьян, об улучшении православного богослужения, построении церквей и благоустройстве бедных монастырей и духовных учебных заведений. Стремился улучшить материальное положение духовенства и низших клириков. Особенно не любил тяжб между духовенством, все споры решал быстро и справедливо. Старался всех примирить. О нем сохранились даже особые поговорки: «Кирилл всех мирил», «Кирилл милости творил».

По своей разнообразной церковно-административной и духовно-просветительной деятельности преосвященный Кирилл оставил о себе добрую память, как о выдающемся архипастыре.

Уже в годы ректорско-преподавательской деятельности он активный участник в деле перевода на русский язык Св. Писания. Он первый начал читать на русском языке свои лекции по догматическому богословию.

Вступив на пост архипастырского служения, преосвящ. Кирилл зарекомендовал себя пастырем милостивым, отечески нежным к сиротам, чутким к бедным, снисходительным к немощам и заблуждениям своих чад, христиански терпеливым и справедливым, близким и доступным для всех.

В личной жизни он был строгим аскетом. По средам и пятницам ничего не вкушал кроме просфоры и чая. Все деньги раздавал бедным. В последние дни жизни в Петербурге он не имел денег даже на покупку недорогого лекарства.

Архиепископ Кирилл был замечательным проповедником. Его богослужения и проповеди привлекали целые массы слушателей, в числе которых бывали католики, представители польского общества и даже евреи.

Скончался в Петербурге, куда был вызван для присутствия в Св. Синоде. Погребен в Александро-Невской Лавре в Златоустовской церкви.

— 1889 г. Открытие моста через Енисей

Мост через Енисей был первым в России и вторым на Евроазиатском материке по величине пролетов – 145 м.

История его строительства такова. В конце прошлого века строителям Транссиба великая сибирская река Енисей казалась непреодолимой преградой. Решить проблему взялся профессор Московского технического училища Лавр Проскуряков. В 1895 году им был составлен проект железнодорожного моста через Енисей. В том же году в Красноярск прибыл инженер-механик Евгений Кнорре: под его руководством возводился уникальный мост. 

Уже через три года новый мост подвергся первым производственным испытаниям. А 28 марта 1899 года через Енисей прошел первый пассажирский поезд.

В 1900 году это сооружение, наряду с Эйфелевой башней было удостоено Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже — «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Позднее ученые ЮНЕСКО назвали красноярский железнодорожный мост «вершиной человеческой инженерной мысли». Мост упоминается и в «Атласе чудес света». Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», изданном в 1991 году в США, — в разделе «Россия», наряду с Кремлем и Петродворцом.

— 1904 г. Пасха. Светлое Христово Воскресение

Царь Николай II христосовался с подданными. Император в Большой церкви Зимнего дворца похристосовался с 280 чинами свиты. В этот же день состоялось первое «большое христосование» (730 чел.) с придворной челядью. На следующий день состоялось второе «большое христосование» в Концертном зале с нижними чинами охраны (720 чел.). Таким образом, на Пасху 1904 г. Николай II троекратно похристосовался с 1730 чел.

Следующий день 11 апреля →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *