5 июня

23 мая по старому стилю

— Леонтий конопляник

Народное название дня обретения мощей Святителя Леонтия, епископа Ростовского (1164 г.). Св. Леонтий прославился обращением в христианство язычников в окрестностях Ростова.

В его день крестьяне начинали высевать коноплю и молили святого о помощи. В конопляные семена клали пасхальное яйцо, а скорлупу от него разбрасывали по полю, чтобы конопля была белой, как яйцо. В некоторых местах св. Леонтия звали Огуречником, потому что в этот день сеяли последние огурцы.

— Святая Мария Клеопова, мироносица

По преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал дочь замуж за своего родственника Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви.

Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

— 1173 г. † Преподобная Ефросиния, игуменья Полоцкая

В 1114 г. полоцкий князь Георгий, из рода князя Изяслава Владимировича, и его супруга София выбрали жениха для своей двенадцатилетней дочери, красивой Предиславе. Но отроковица с детства возлюбила мир духовный. Тайно от всех покидает она княжеский дворец, идет в Борисоглебский монастырь к родственнице-игумении и просит постричь ее в черницы. “Возревши на юность” племянницы “бе бо лепа лицем” долго уговаривала ее игумения отказаться от решения. “Госпожа и мать! — отвечала ей Предислава.— Все в этом мире прекрасно и славно, но вскоре минует яко сон, яко цвет увядает; а наслаждение сокровенной красотою и сладостью Бога в священном посте и молитве пребывает вовеки… Не бойся отца моего, госпожа моя. Убойся более Господа, владеющего всею тварию и не лиши меня ангельского чина”. С именем Ефросинии пострижена была княжна, шестьдесят лет прожила подвижнически и 23 мая 1173 года скончалась в Иерусалиме, будучи потом причислена к лику святых.

В 1910 г. Полоцк торжественно встречал вместе с Королевой Эллинов Ольгой Константиновной (1851 — 1926 гг.), ее братом Константином Константиновичем (1858 — 1915 гг.), Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной и Князем Игорем Константиновичем (1894 — 1918 гг.) святые мощи преподобной Ефросинии, представившейся в Иерусалиме в 1173 г. и почивавшей до той поры в Киеве.

Крестный ход вышел из Киева 19 апреля. Сперва плыли по Днепру (до Орши). Потом пешим путем до Витебска. На протяжении всего пути стояли тысячи богомольцев с зажженными свечами. В Киеве и Полоцке число паломников доходило до 20 000 человек.

Обращаясь по этому поводу к митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану (Городецкому), Государь Император Николай II писал в рескрипте: «Свято прошедшая поприще, указанное ей Божественным Промыслом, да пребудет Святая Княжна для всего Белорусского народа на веки яркою путеводительною звездою, указующей правду Православия. Проявившийся же в незабвенные дни перенесения честных мощей ее дух благочестия в народе, притекавшем в великом множестве на поклонение Преподобной, да послужит в назидание и тем, кто, в житейской суете и душевном смятении, готовы покинуть спасительный путь истинной Православной веры».

— 1460 г. † Игумен Паисий Галичский

В конце XIV века пришел в Галичский Успенский монастырь (именовавшийся тогда Никольским) и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева; тем самым наши благочестивые предки свидетельствовали свое почитание высокой духовной жизни преподобного. Многие труды приложил угодник Божий для благоустроения монастыря, для утверждения в нем правил подвижнической иноческой жизни.

Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление Овиновской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1434 году великий князь Московский Василий Темный, воевавший с галичским князем Юрием Дмитриевичем, взял приступом Галич и увез Овиновскую икону в Москву; однако святыня чудесным образом сама вернулась в монастырь. Впоследствии преподобный Паисий со святой иконой посетил столичный град; зная о совершившемся чуде, москвичи во главе с самим великим князем торжественно встретили галичскую святыню и благоговейно поклонились ей, а затем так же торжественно проводили обратно в Галичскую землю. С этого времени обитель преподобного Паисия стала пользоваться особым покровительством великих князей Московских.

Преподобный Паисий скончался 23 мая 1460 года в глубокой старости. Был погребен в Успенском храме своей обители. Святые мощи преподобного Паисия почивали под спудом в Успенском храме; там же находилась и чудотворная Овиновская икона Божией Матери.

В 1919 году обитель преподобного Паисия была закрыта. В последующие десятилетия оба его храма превратились в руины; была разобрана ограда со святыми вратами, подверглось уничтожению монастырское кладбище. Монастырь был возобновлен в 1994 году как женский. Святые мощи преподобного Паисия и ныне почивают под спудом в Успенском храме.

 — 1471 г. Усмирение Новгорода

Великий Князь Московский Иоанн III Васильевич возвестил о своем намерении расправиться с Новгородом: «отчина моя Новгород Великий отступают от мене за короля, и архиепископа своего поставити им у его митрополита Григория латыняна суща, и яз князь великий дополна иду на них ратию, а целование к ним сложил есми» и послал мятежным новгородцам грамоту, в которой, перечисляя все их дерзости, объявил им войну и сам повел главное войско. В то время заговорщики из новгородцев во главе с Марфой Борецкой, захватившие власть в Новгороде, желали отделиться от русского Великого Князя и присоединиться к Литве.

— 1508 г. † Епископ Тверской Вассиан (Стригин-Оболенский)

В миру Василий Иванович Стригин-Оболенский, сын московского боярина и воеводы Ивана Васильевича Стриги-Оболенского из рода тарусских князей — потомков св. Михаила Всеволодовича Черниговского, двоюродный брат Иоасафа, архиепископа Ростовского.

6 декабря 1477 года был рукоположен во епископа Тверского, хиротонию в Москве возглавил митрополит Геронтий, при совершении таинства присутствовал великий князь Иоанн Иоаннович Молодой, старший сын и соправитель великого князя Иоанна III Васильевича. Поставление Тверским епископом сына одного из близких советников Иоанна III отразило растущую зависимость Тверского княжества от Москвы. При поставлении Вассиан дал митрополиту Геронтию повольную (присяжную) грамоту, в которой подчинял митрополиту «свою волю и хотение» на все церковные дела, совершаемые последним «по святым правилом» и «соборне».

При Вассиане произошло присоединение Твери к Москве. В начале июля 1485 года к Иоанну III прибыло тверское посольство во главе с епископом Вассианом, имевшее целью урегулирование напряженных отношений с великим князем. Однако оно не было принято Великим князем Иоанном III, в августе московские войска выступили на Тверь. 11 сентября епископ Вассиан, тверские служилые князья и бояре из осаждённого города явились в ставку Иоанна III и признали присоединение Твери к Москве. Несмотря на потерю Тверским княжеством независимости, Вассиан остался на Тверской кафедре до своей смерти.

Вассиан являлся участником ряда церковных Соборов, проходивших в Москве в конце XV — начале XVI века: 12 сентября 1490 года он присутствовал при поставлении на митрополичий престол Зосимы, 17 октября участвовал в Соборе на жидовствующих, в 1495 году — в избрании (6 сент.) и поставлении (20 сент.) митрополита Симона, 18 декабря 1496 года — в хиротонии Сарского и Подонского епископа Евфимия, 4 февраля 1498 года присутствовал в Успенском соборе Московского Кремля при венчании на великое княжение Димитрия Иоанновича, внука великого князя Иоанна III, в августе — начале сентября 1503 года участвовал в Соборе, на котором, в частности, рассматривался вопрос о монастырском землевладении.

Скончался в Твери. Погребён в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Твери.      

— 1737 г. Пожар в Москве 

Сильнейший пожар в Москве, погубивший в один день 50 церквей и более 2500 домов. После пожара, было решено расширить московские улицы, и в обывательских дворах, по примеру Петербурга, завести колодцы.

— 1788 г. Морской бой Русской и Шведской эскадр у острова Сексара

Остатки шведской эскадры под командованием адмирала Круза позорно бежали. Статс-секретарь Храповицкий писал: «Ужасная канонада слышна с зори почти во весь день в Сан-Петербурге и в Царском селе».

— 1909 г. Открытие памятника Императору Александру III

В Санкт-Петербурге 23 мая 1909 года в Высочайшем присутствии был освящён и торжественно открыт памятник Императору Александру III на Знаменской площади (автор работы — Паоло Трубецкой). Богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский); «по окончании церемониального марша члены комиссии по постройке памятника, во главе с статс-секретарем графом Витте и председателем комиссии, гофмейстером князем Голицыным, имели счастие представиться их величествам».

13 — 15 октября 1937 года памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. 9 ноября 1994 года он был установлен на низком постаменте в парадном дворе Мраморного дворца (Миллионная ул., 5/1) на месте, стоявшего здесь до этого броневика «Враг капитала».

— 1988 г. В Москве торжественно отмечают тысячелетнюю годовщину крещения Руси

Следующий день 6 июня →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *