19 августа

6 августа по старому стилю

— Яблочный Спас

Второй Спас, Спас на горах, праздник Преображения Господня.

К этому времени в большинстве областей европейской России поспевали яблоки. Вплоть до н. ХХ в. крестьянская Русь считала грехом есть до этого дня какие-либо плоды. «На Второй Спас и нищий яблочком разговеется!» Русские садоводы «принашивали в храмы плоды для освящения», и эти плоды из рук священника раздавались всем прихожанам. Все бедняки наделялись в этот день яблоками — от щедрот имеющих собственные сады; больные получали яблочную разговень у себя на дому. Кто не исполнил этого установленного вековым преданием обычая, тот считался за человека «недостойного общения». «А не дай-то, Боже, с ним и дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!» Обычай освящения яблок в день Преображения Господня существовал на Руси повсеместно. И в городах, и в селах можно было видеть у поздней обедни на этот праздник прихожан с принесенными для освящения яблоками. «Спасовым яблочком» после обедни разговлялись в семье каждого русского садовода.

«Со Спаса-Преображения погода преображается!» — говорили в деревне и повторяли старую, подходящую к этому случаю поговорку: «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас!» После 6 авг. веяло осенним холодком, что, как говорили крестьяне, «Дело идет к Покрову, а не к Петрову (дню)».

— Преображение Господне

В этот день Иисус Христос показал Свою Славу ученикам – избранным. Как на Синай были допущены избранники народа (остальным было запрещено под угрозой смерти), – так и на Фавор поднялись лишь избранные из избранных ученики Христовы.

Поэтому присутствие Моисея при Преображении Христа на горе Фавор имеет глубокий смысл: он первым видел тот же Божественный Свет на горе Синай, где получил заповеди Божии, и на Фаворе ученики вновь увидели этот Свет и услышали дальнейшее изложение воли Отца Небесного, Который в немногих словах засвидетельствовал о Христе, как о Своем возлюбленном Сыне, и повелел новую заповедь: «Его слушайте». Явившись на Фаворе, Моисей подтвердил тем самым конец Ветхого и начало Нового Завета, склонив перед Христом голову.

— 1123 г. † Феоктист

Епископ Черниговский, принял иночество в Киево-Печерском монастыре при прп. Феодосии (память его 3 мая) и по кончине его был одним из начальных монахов и вразумлял прельщенного инока Никиту (память его 31 янв.). В 1103 г. он стал игуменом. Он соорудил трапезную, воздвиг в Вышгороде церковь во имя свв. кнн. страстотерпцев Бориса и Глеба и перенес в нее их мощи.

Он был духовным отцом Черниговского кн. Давида Святославича — сына вел. кн. Святослава Ярославича, покровителя печерских иноков и друга прп. Феодосия, и супруги его кн. Феодосии. Сын их, кн. Святослав-Панкратий, в иночестве Никола, был первым из русских князей, принявших постриг. Сестра кн. Давида — дочь вел. кн. Святослава — именуется в Летописи «черницей».

Многих Черниговских князей похоронил святитель. Он был свидетелем чудес, бывших при кончине благочестивого кн. Давида Святославича и его погребении. Так, в храмину, где лежал умирающий князь, влетела голубица, села на его грудь и стала невидима. Князь скончался вечером и, по обычаю, должен был быть погребен в тот же день, но гроб не был готов. Святитель хотел отложить погребение на др. день, но солнце остановилось на небе и не заходило, пока князь не был погребен.

— 1585 г. † Ермак Тимофеевич

Казачий атаман, покоритель Сибири. Погиб на р. Иртыше.

Поначалу казаки Ермака грабили купцов и царские караваны. Но Строганов позвал казаков бросить воровскую жизнь, чтобы охранять его промыслы на Урале и идти в Сибирь. Откликнулись пять атаманов со своими сотнями под предводительством Ермака Тимофеевича. Это был настоящий русский богатырь – отважный, умный; он умел словом побуждать соратников на подвиги – каким и стал поход в 1581г. на Сибирское царство хана Кучума, один из остатков татаро-монгольской орды.

Сибирские авторы записали местное татарское предание о последнем бое Ермака, весьма отличное от «канонических» российских версий, изложенных в Строгановской, Есиповской и Ремезовской летописях.

Согласно этому преданию покоритель Сибири не утонул под тяжестью дареных доспехов, а пал от руки Кучугая, близкого к Кучуму воина, храброго, но вероломного — когда-то ему случилось попасть в плен к атаману, но тот отпустил его с миром. И вот, в роковую ночь Кучугай «устремился за Ермаком в струг, стругу же отплывшу от брега и плывушу по рекы, они же показаша между собою брань велию, сразишеся друг с другом». Ермак, было, «нача одолевати», но тут у него на шлеме развязался ремень и обнажилось горло. В этот момент Кучугай и «прободе в гортань» прославленного воина.

— 1687 г.

Полковой праздник лейб-гвардии Преображенского полка Российской Императорской армии, основанного Царем Петром I из Потешных полков.

— 1693 г. «Флаг царя Московского» 

Во время плавания Царя Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей, построенных в Архангельске, на ней впервые был поднят в качестве штандарта так называемый «Флаг царя Московского» — полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг, аналогичный современному русскому флагу, стал использоваться в качестве морского флага России. Учитывая то обстоятельство, что в сухопутных войсках каждый полк имел своё знамя, единый морской флаг, принятый Петром, являлся де-факто государственным флагом России.

—  1758 г. † Апраксин Степан Федорович

Генерал-фельдмаршал.

Вступил в службу солдатом в Преображенский полк и в царствование Петра II был уже капитаном. Потом перешёл в Семеновский полк и получил от Императрицы Анны Иоанновны чин секунд-майора.

Участвовал во взятии Очакова в 1737 году (под начальством Миниха) и был награждён чином премьер-майора и деревнями. В 1739 г. его произвели в генерал-майоры. 10 сентября 1739 года, когда он привёз в Петербург известие о взятии Хотина, был пожалован орденом Святого Александра Невского.

В 1741 году Степан Фёдорович встречал на границе посольство Тахмас-Куды-Хана, состоявшее из 2200 человек. В 1742 году Степан Фёдорович был отправлен послом в Персию; потом был генерал-кригскомиссаром, вице-президентом Военной коллегии. В 1746 году получил чин генерал-аншефа. В 1751 году награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного.

— 1769 г. † Тредиаковский Василий Кириллович

Поэт, писатель, реформатор русской поэзии, академик.

— 1851 г. День рождения железнодорожных войск

6 августа 1851 г. Император Николай I повелел «утвердить положение о составе управления Санкт-Петербургско-Московской железной дороги». Указ Императора предполагал создание 17 отдельных военно-рабочих, двух кондукторских и одной телеграфической роты общей численностью 4320 человек. Основной задачей новой службы была охрана двухколейной дороги, соединившей две российские столицы, впоследствии же основной обязанностью этих войск стало обеспечение устойчивой работы всех отечественных железных дорог.

В годы Великой Отечественной войны железные дороги были одной из главных мишеней немецкой авиации и постоянно подвергались налетам. Но благодаря мужеству и искусству военных железнодорожников, в невероятно тяжелых условиях стальные магистрали быстро восстанавливались и работали практически бесперебойно. Протяженность железных дорог, восстановленных железнодорожными войсками в военное время, составила около 120 тысяч километров, а количество восстановленных после бомбежек мостов достигло трех тысяч.

В последнее время работы железнодорожным войскам РФ «подбрасывал» Северный Кавказ, где на участках дорог и в поездах неоднократно совершались террористические акты. И опять неизменно в короткие сроки воины-железнодорожники восстанавливали движение поездов. Они разминировали около 16 тысяч километров стальных магистралей, восстановили около 20 искусственных сооружений и более 70 стрелочных переводов, сопроводили около 1500 воинских и других эшелонов, перевезли свыше 150 тысяч человек личного состава ОГВ.

На сегодня российские железнодорожные войска имеют в боевом составе четыре корпуса с общей численностью около 55 тысяч военнослужащих.

— 1871 г. Родился архимандрит Адриан

В миру Демидович Александр Андреевич, архимандрит, председатель Киевского железнодорожного отдела Союза Русского Народа (СРН), почетный член Нижегородского Всероссийского Совещания уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26—28 ноября 1915 г. (Нижегородское Совещание).

Родился в семье священника с. Головковки Александрийского у. Херсонской губ. После окончания Елизаветградского Духовного училища в 1886 г. поступил в Одесскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1892 г. поступил в Киевскую Духовную академию.

Верность монархической идее и желание всеми силами препятствовать распространению революционных и либеральных настроений сделали архим. Адриана весьма известной фигурой в Киеве. В 1910—13 гг. он возглавлял Киевский железнодорожный отдел СРН, который под его руководством стал одной из самых активных патриотических организаций города. Монархисты встречали в штыки любые уступки инородцам со стороны администрации, применяя нередко решительные меры, чем вызывали недовольство местных властей и полиции.

Особенно активной его публицистическая деятельность стала в период расследования ритуального убийства Андрюши Ющинского (Бейлиса дело). Он неустанно обличал «передовое общество» за отступничество от Церкви: «В силу такой ясности и силы, очевидности решения Святой Церковью вопроса о существовании ритуальных убийств можно задать такой вопрос: что же творится, что сделалось с той частью русского общества, которое отвергает ритуальные убийства и убийство Андрюши Ющинского считает “провокацией” союзников, желающих якобы учинить погром жидам?! Что сделалось с “русскими” людьми, что они наперекор даже самим жидам, свидетельствующим, что ритуальные убийства в жидовстве были и есть, отрицают эти убийства?».

Скончался после 1915 г.

— 1892 г.

Цесаревич Николай Александрович произведен в полковники.

— 1905 г.

Опубликован закон о Государственной Думе.

— 1912 г. † Иваненко Николай Николаевич

Это был не только великий подвижник Церкви, но и законченный Учитель и наставник, умудренный личным духовным опытом, раскрывавшим перед ним душу другого даже на расстоянии…

«Россия, ответил Николай Николаевич, самим Богом предназначена быть монастырем для всего мира, для всей вселенной. Каждый русский, если он сознает свое назначение и понимает свою задачу, есть уже монах и должен быть монахом. Игуменом этого великого монастыря Господь назначил Своего Помазанника, Православного Самодержавного Русского Царя, слуги царские, начиная от Первосвятителя и кончая сельским пастырем — священнослужители этого монастыря, чиновники, начиная от министра и кончая волостным писарем — церковнослужители, а мы — братия сей обители. Вот что такое Россия и вот то, чего не понимают русские люди, которые во всех своих званиях и положениях, на всех поприщах своей жизни и службы, должны так смотреть на свое дело им врученное, как на молитву и совершать его как священнодействие. России много дано, но с нее и взыщется много. И в горе, и в страданиях, но зато и в радостях она идет у Бога первой по счету».

Тем и велик был Николай Николаевича, что, отдав себя Богу, он добросовестно выполнил свой долг пред Богом, захотев очиститься и очистился, явив примером своей жизни тот подлинный путь к Богу, который заключается в честности с самим с собою, в добросовестности и чистоте.

— 1917 г.

Прибытие Царственных Мучеников в Тобольск. Начало Тобольского периода страдания.

— 1920 г.

В Тамбовской губернии вспыхнуло крестьянское восстание под руководством А.С. Антонова, жестоко подавленное Красной Армией.

При режиме военного коммунизма начала 1920-х годов (до введения нэпа), измученные грабительским произволом продразверстки, первыми попытками насаждения колхозов, крестьяне повсюду вынуждены были выбирать между сопротивлением режиму и голодной смертью. К этому добавлялось ограбление и закрытие церквей, что заставляло патриархальное православное крестьянство жертвенно выступать на защиту своих святынь.

Вызванные этими двумя причинами крестьянские волнения против жидобольшевицкой власти прокатились по всей территории Совдепии. Во многих местах они носили антиеврейский характер («За Советы без жидов и большевиков!»), поскольку продотрядами и антицерковными комиссиями часто руководили евреи.

— 1929 г. † Сергей Дягилев

«Вдохновитель русских балетов».

— 1936 г.

В Москве начался процесс над деятелями левотроцкистского блока (Каменев, Зиновьев и т. п.). Сталин начал решать свою историческую задачу уничтожения ленинской гвардии большевиков – врагов русского народа.

— 1982 г.

Запущен космический корабль «Т-7». Командир Л. Попов.

— 2000 г.

Состоялось торжественное освящение храма Христа Спасителя.

В крестных ходах, со всех концов Москвы направившихся утром к воссозданной святыне, шли тысячи православных священнослужителей и мирян. Патриарху Московскому и всея Руси сослужили Предстоятели Поместных православных Церквей, а также 147 архиереев Московского патриархата.

Обращаясь к пастве, Патриарх подчеркнул: «Промыслительно, что освящение храма Христа Спасителя совершено в праздник Преображения Господня. Ибо преображается жизнь нашего Отечества, преображаются души людей, которые находят дорогу к Богу и храму Божию. Этот день останется в истории нашей Церкви как торжество Православия».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *