Проповеди о Святой Троице

  • Слово в день Святой Троицы святого праведного Иоанна Кронштадтского
Св. праведный Иоанн Кронштадтский

Св. праведный Иоанн Кронштадтский

При наступлении дня Пятидесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильнаго ветра, и напол­нил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и исполнились все Духа Святаго и начали го­ворить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 1—4).

Пресвятая Троице, даруй мне слово на день Твои! Да будет слово мое, бреннаго человека, достойно, насколько возможно, Твоей святыни, благости и правды, Твоей пре­мудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему челове­ческому роду; Твоего света неприступнаго, Твоей красоты! Вот, чем я начинаю слово в великий день Пятидесятницы, или сошествия св. Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно — посильною хвалою Троице.

А вы, братия и сестры, чада Церкви святой, соборной и Апостольской, со вниманием его послушайте.

Предмет слова — высочайший, как превысок над всем созданием своим Господь Бог безначальный, троичный Ли­цами и единый в существе Своем. В просторечии день этот называется Троицыным днем, потому что в сей день торже­ственно открылась св. Троица — Бог Отец, пославший Ду­ха Святаго Апостолам, по ходатайству Сына Своего Госпо­да Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их ве­щать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали.

Дух Святый просветил и возродил Апостолов и все со­брание в горнице так, что они сделались новыми людьми, очищенными от всякаго греха, от всякой страсти плоти и духа, освятились и утвердились непоколебимо в вере, на­дежде и любви, при полной Божественной свободе, данной им чрез Христа Духом Святым; и сделались способными пронести проповедь о Христе Спасителе во все концы мира и насадить веру в Него; ибо без веры никому невозможно спастись и начать новую жизнь; кто во Христе, тот — но­вая тварь (2 Кр. 5, 17).

Чтобы осмыслить, как должно, настоящий праздник Пятидесятницы или чудеснаго сошествия Св. Духа — всеблагаго, всемогущаго Творца, Просветителя, Обновителя и Утешителя словесной твари, — вспомним, по руководству слова Божия, каким был сотворен человек Богом в начале и каким он стал по своем вольном падении. Хотя тысячу тысяч раз всем известно, но повторим и еще известное, что человек сотворен по образу и подобию Божию с безсмертною душею, с свободною волею и с двумя возможностя­ми — утвердиться навсегда в святости и послушании Тво­рцу чрез исполнение какой-либо заповеди, и вечно не гре­шить и не умирать и с возможностью преступить заповедь Творца и подвергнуться греху и смерти и всем безчисленным вредным последствиям своеволия, и из существа добраго, простого, стать злым и лукавым; ибо один Бог не может никогда пасть и измениться. Заповедь Творца была нарушена: человек впал в непослушание и лукавство, раз­двоился, стал чувствовать мучительную склонность ко вся­кому злу и неестественное равнодушие и холодность, не­благодарность к Богу, излившему на человека всякия мило­сти для души и тела.

Человек должен был закалить себя, как закаляется гли­няный горшок в огне, чрез исполнение заповеди Творца и остаться твердым в преданности Ему, а он закала и испы­тания не выдержал, не хотел выдержать, и разбился,— сде­лался лукавым и смертным, и таковым стало все человече­ство, от него происшедшее. Каждый человек стал чувст­вовать в себе войну и натиск греховных страстей, вражду к Богу Творцу, противление Его законам, склонность ко вся­кому беззаконию: люди стали враждовать и между собою, воевать друг с другом и, чтобы зло не сделалось скоро все­общим и люди не истребили друг друга, Господь смешал языки человеков; они не стали понимать друг друга и при­нуждены были разойтись в разныя стороны.

Человек пал по хитрому обольщению змия-человеко­убийцы, как младоумный, неопытный, — и подвергся страшным бедствиям греха, проклятия и смерти. По чело­веколюбию к падшему Творец Сам восхотел быть Его Ис­купителем и Спасителем и взять на себя грех рода человеческаго под условием веры человека в своего Искупителя и послушания Ему. Господь, как премудрый Врач Своего создания, врачует подобным подобное; Творец принимает на Себя образ человека, пребывая Богом; растет и живет с человеками, — общится, единится с ними, беседует с ними, просвещает их Божественным словом, учит их притчами и простыми заповедями, врачует болезни, воскрешает мер­твых, изгоняет бесов; как Бог, повелевает всеми стихиями природы, страдает за грехи людей, как повинный, будучи ни в чем не виновен, ни в едином грехе, — чтобы за­платить долг правосудию Божию; своею правдою и своими страданиями побеждает смерть и воскресает из мертвых, всех уверив в будущем общем воскресении, и по сорокад­невном пребывании после воскресения, и многократных осязательных явлений ученикам — возносится на небо и получает и по человечеству власть над всем миром. Славно, премудро до конца совершил Господь дело Отца Своего небеснаго.

Особенно важнейшим делом Его было приготовить уче­ников, как посланников в мир, как просветителей и учите­лей человеческаго рода, — как соль земли, как свет мира, — и Он в продолжение трех лет учил их великому делу святого Своего посольства и спасению человеков.

По Своем вознесении на небеса надобно было послать им Духа Святаго, именно в виде огненных языков, чтобы просветить их, изваритъ их грех, укрепить в правде, обожить их и сделать их столпами веры и Церкви Своей. И это величайшее чудо совершилось в день Пятидесятницы, т. е. после пятидесяти дней после славнаго Его воскресения и в десятый по вознесении на небо, — и с того времени Дух Святый пребывает в Церкви Христовой и будет в ней до скончания века, чтобы могущественно совершать спасе­ние верующих.

Он и совершает во всех нас верующих чуд­ное дело спасения, насколько кто имеет веры и усердия. Кто из вас этого не знает, не чувствует? Кто не испытал на себе благодати прощения грехов, утешения в сердцах и со­вести, после сердечнаго покаяния во грехах, после испол­нения добраго дела и после причащения святых, животворя­щих Тайн? А это совершается Духом Святым. Кто не испы­тал на себе утешения и радости при совершении Богослужения благочинном и благоговейном, или при слушании и чтении слова Божия? Кто не испытал на себе обновления благодатнаго? Ибо Духом Святым всяка тварь словесная обновляется, очищается от скверны греха и освящается.

Празднуйте же в радости этот великий день сошествия Св. Духа на Апостолов и на Церковь Христову и старайтесь быть достойными ея членами.

Святому Духу — всякая всеспасительная вина: аще ко­ему сей по достоянию (по достоинству) дхнет (вдохнет) скоро вземлет от земных возращает, восперяет, устрояет горе (Антидюм). Аминь.

  • Проповедь священномученика Серафима (Чичагова)
Священномученик Серафим (Чичагов)

Священномученик Серафим (Чичагов)

Дух Святый, как Бог, вездесущ. Как же мы говорим, что Он сошел на апостолов? Если Он вездесущ, то, значит, везде есть и все исполняет. Ему неоткуда нисходить и некуда приходить. Все эти выражения, говорит свт. Златоуст, употребляются о Боге по нужде, ибо на человеческом языке нет слов к выражению Божественных действий. В сошествии Святого Духа на апостолов надо понимать новое явление силы Божией. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом, как-то в патриархах, в пророках, во всякой чистой душе, без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела, но по вознесении Христовом Дух Святой пришел явно, в особом виде, чтобы занять место Сына Божия и совершить то, что Им было начато.

Бог вдохнул в первого человека дыхание Божественной жизни, но грех умертвил его; тогда Бог дал человеку новый дух (Иез. 36,26), вдохнул в него новое дыхание жизни, и животворящая сила Божия явилась на этот раз видимо в Сионской горнице (митр. Филарет). Если бы Дух Святой не сошел на апостолов, то они не могли бы проповедовать миру о Спасителе, мир не знал бы о Христе и человечество осталось бы во тьме идолопоклонства. Как Сын Божий явился на землю видимо, говорит свт. Григорий Богослов, так и Духу Святому надлежало явиться видимо (Беседа 44). Если бы и Дух Святой не сошел на апостолов, мы не могли бы возродится для новой жизни. «Подобает вам родитися свыше» (Ин. 3, 7), — сказал Сам Христос, Спаситель наш.

Но возлюбленные, все ли мы чувствуем, сознаем, понимаем и помним, что рождены свыше, чрез посредство апостолов и Таинств Христовой Церкви? Отдаем ли мы себе отчет в этом, ценим ли дары Божии, храним ли свои преимущества и соблюдаем ли святую связь с Господом Христом? Святой апостол говорит: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6, 19). Ощущаем ли мы присутствие Святого Духа в наших сердцах? Наконец, знаем ли мы признаки присутствия Святого Духа в человеке?

Не удивляйтесь моему вопросу! Если все христиане при Святом Крещении рождаются свыше, водою и духом, не только одною водою, ибо тогда Крещение не многим отличалось бы от простого омовения и не заслуживало бы наименования Таинства, то и мы с вами, значит, крещены Духом, во имя Святого Духа. А если мы крестились во Христа, то это доказывает, что и облеклись во Христа. Но тот, кто облекся в Бога, чувствует, конечно, во что облекается, подобно как нагой телом чувствует, когда на него надевают одежду, так и обнаженный душею познает, когда он облекается в Бога. Не чувствуют только мертвые, если их одевают. И что же? Имеем ли мы все явное и осязательное чувство присутствия в нас благодати, блаженны ли мы? Пребывают ли в нас дары Святого Духа: любовь, радость о Господе, мир, долготерпение, кротость, благочестие? Если нет, не во всех, то это свидетельствует, что у некоторых нет более той одежды, которую дали им при Крещении, что они не облечены в Бога.

Какая причина, почему? Это легко понять при рассмотрении притчи о Царстве Небесном. Господь уподобил Царство Небесное сокровищу, скрытому в поле. Нашедший это сокровище утаил его и, чтобы купить поле, продал для этого все свое имущество. Поле есть человек, а сокровище — сердце человеческое, которому при Святом Крещении ниспосланы все дары Святого Духа. Но последовали ли люди, потерявшие свою одежду, примеру этого человека, нашедшего сокровище, обрели ли его в своем сердце, сокрыли ли его от татей, врагов своих, пожертвовали ли своим достоянием, т. е. страстями и свободною волею, чтобы приобрести сокровище, блаженную жизнь и добродетели? Если они ничего такого /не сделали, то сокровище остается без употребления, и дадут ли они за это ответ Богу? Следовательно, страсти и грехи лишили их блаженной одежды.

«Всякий, рожденный от Бога, — говорит апостол, — не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3, 9). Как это понять? Так, что благодать Божия, как посеянное семя для начала новой жизни в человеке, одушевляет его верою и любовию, непрестанно производит в нем добрые мысли, намерения, дела, а потому не сродно ему творить грех и находить в нем удовольствие. Следовательно, с одной стороны, есть причины думать, что мы рождены духовно чрез Святое Крещение, но, с другой стороны, имеются основания к сомнению, что в нас и ныне обитает Святой Дух (митр. Филарет).

Вот признаки присутствия Святого Духа в человеке: «Правда и мир и радость о Дусе Святе» (Рим. 14, 17). Что такое правда? Это правдивость, справедливость, праведность, правда во всем и ко всем. Кто живет правдою, тот к высшим — почтителен, к равным — уважителен, к низшим — снисходителен, к начальникам — благопокорен, к подчиненным — внимателен, к посторонним — дружелюбен, к виновным — правосуден, к несчастным — сострадателен и ко всем — доброжелателен. В ком обитает Святой Дух, тот не преувеличивает своих достоинств, не гордится, не надмевается над другими, не потворствует своим страстям, подкрепляет себя непрестанною молитвою, никогда не лукавит, не лжет, не обманывает, он старается делать только то, что угодно Богу, избегает всяких поводов к вражде, уклоняется от зла, охотно прощает обиды, молится за врагов. Совесть его не беспокоит, страсти не волнуют, зависть не мучает. Исполненный Святого Духа радуется о Господе, радуется о своем спасении!

Итак, многие христиане лишены даров Святого Духа за грехи. Но чем же они оправдаются, что не стяжали благодатных даром. имея на это столько средств? Истинно, надо удивляться, что находятся христиане, которые живут и умирают без благодати Святою Духа. Чего только ни соделала Премудрость Божия, чтобы каждый мог не только стяжать, но не был в состоянии избежать Духа благодати! Она сотворила для этого целый новый, благодатный мир, Церковь Христову. Святая Церковь берет нас из рук родителей в первые же дни и возрождает нас водою и духом в Таинстве Крещения. С нашим возрастом возрастают и средства спасения. Святая Церковь дарует каждому в Слове Божием духовный свет, в Таинствах — духовное питание и врачевство. В Церкви, говорят свв. отцы, есть такая манна для всех, какой нет на самом небе, это брашно Тела и Крови Христовой. Тело и Кровь Христовы могут ли быть без Духа Христова? От какой болезни, от какого падения не сильны восставить покаяние и исповедь?

Иным, может быть, кажется чрезвычайно трудным стяжать дары Святого Духа. О, братья и сестры во Христе! Для этого достаточно последовать примеру апостолов, которые пребывали после вознесения Господня в Сионской горнице в течение десяти дней в терпеливом ожидании и единодушной молитве. Чтобы стяжать дары Святого Духа, мы также должны пребыть в посте и молитве столько же дней. Благодать Святого Духа приидет и вселится в нас. Тогда ощутительно и явно познаем, что вновь облеклись в Бога, ибо Он очистит нас от всякой скверны. Тогда-то мы возрадуемся о Господе и о своем спасении. Буди Господи! Аминь.

(Священномученик Серафим (Чичагов). Да будет воля Твоя — М.: Сретенский монастырь, 2003.)

  •  Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Возлюбленные о Христе други мои!

Благодать Святого Духа собрала в нынешний день массы людей во всех православных храмах по всей земле, чтобы в общей молитве напомнить нам о том великом событии, которое в отдаленные от нас времена совершилось в Иерусалиме.

Святая наша Церковь празднует ныне великий день — День сошествия Святого духа на апостолов. Пришел на землю Утешитель Дух Святой, о Котором говорил при расставании с учениками Христос Спаситель.

История не знает более поразительного события, чем то, которое совершилось через 50 дней после Преславного Воскресения из мертвых Христа Спасителя. Оно выходит за пределы нашего умственного понимания.

Вспомните: в Сионскую горницу вошли простые галилейские люди — ближайшие ученики Христовы и Пречистая Его Матерь. Это были очень робкие, не имеющие еще твердого определенного понимания недавних событий люди. А вышли оттуда уже убежденные вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы. Смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия — Христос.

Апостолы, приняв «Силу свыше», стали как бы другими людьми: обновленными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви.

Апостолы и Матерь Божия находились в Иерусалиме после Вознесения Господня на небо. Усиленной, единодушной пламенной молитвой и постом они готовили себя к встрече с Духом Утешителем, Которого обещал послать от Отца Христос.

И вот совершилось это чудо божественное! Дух Святой снизошел на них. Своим всемощным дыханием одушевил их и огненными языками просветил их умы и воспламенил сердца. В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией.

И только тогда все ученики окончательно уразумели искупительное значение явления в мир Господа и уже неколебимо уверовали в Него как в Спасителя мира и Сына Божия.

С этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его.

Они познали Святую Троицу!

Получив благодать Святого Духа, получили и дары мудрости, пророчества, благовестия и чудотворения.

Им была дана способность говорить на разных языках, которых они доселе не знали; каждый на том языке, на котором ему предстояло проповедовать в чужой стране, куда направит Промысл Божий.

С тех пор имя Божие и учение Христа Спасителя стало проповедоваться далеко за пределами Иерусалима.

«Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их»,- так говорит об этом Святая Церковь в своих богослужениях (Рим. 10, 18; Пс. 18, 5).

И проповедь галилейских рыбаков имела великую силу, потому что они исполнились благодати Духа Святого, умудряющего и воодушевляющего их на высокое апостольское служение.

Книга Деяний апостольских повествует нам, как происходило сошествие Святого Духа на апостолов в Иерусалиме в день ветхозаветной Пятидесятницы.

Тогдашний мир представлял собой языческие народы и племена, говорившие на разных языках и не понимавшие друг друга. Для успеха проповеди слова Божия необходимо было, кроме благодатных сил, укрепляющих апостолов, дать им еще и знание языков других народов. А для вразумления самих язычников необходимо было, чтобы знали они, что учение это Божественное, а не человеческое мудрование, что в нем участвуют небесные Божественные силы.

Поэтому и сошел Дух Святой на апостолов в шуме великом (дыхании бурном) в виде огненных языков, зримо для каждого из присутствующих почивших на их головах. Земная стихия содрогнулась от того шума, с которым совершилось это таинственное освящение святых апостолов перед их вступлением на проповедь.

Святая Церковь поет: «Видеша вси языцы во граде Давидове…», как в бурном дыхании ветра в виде огненных языков снисшел Дух Святой на апостолов… «Видеша вси», как отверзлись уста простых галилейских рыбаков, и они начали говорить на иных языках… «Видеша вси…», какими великими проповедниками сделались еще недавно робкие и запуганные ученики Христовы, и посредством их Господь привлек в Свои отеческие объятия всю вселенную…

Как мы знаем, тут же апостол Петр произнес свою первую апостольскую проповедь, свое первое «свидетельство» о Христе. И эта разноязычная толпа с умилением, охотно слушала слова апостола, приняла их и крестилась.

И было таких около трех тысяч! Други мои!

Все наши церковные праздники мы должны переживать в своей душе не как давно совершившееся событие, а как будто мы являемся непосредственными участниками этого события, ибо дело нашего спасения не просто когда-то совершилось, а оно совершается все время над каждым из нас и при нашем участии.

Так, в Пятидесятницу, воспоминание о которой мы так торжественно с вами ныне празднуем, оканчиваются дела Христовы, относящиеся к Его телесному пребыванию на земле, и начинаются дела Духа Святаго.

Сошествие Святого Духа на апостолов — это не только чудо, прославившее апостольскую Церковь, но и событие, сопряженное с делом нашего личного спасения.

Дух Святой созидает наше духовное возрождение. Он открывает нам тайну о Пресвятой Троице.

Сам Господь в прощальной беседе со Своими учениками сказал: «Я умолю Отца, и пошлет вам Утешителя… В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем». Именно в Пятидесятницу открывается апостолам тайна Пресвятой Троицы, и хранится эта тайна на протяжении почти двух тысяч лет. Святая Церковь называет Троицу Живоначальной — и это потому, что для самой Церкви Троица является началом жизни. Все в Церкви живет и дышит Троицей. Все устремлено к Ней: и вероучения, и Таинства, богослужения, молитвы, покаяние и подвиги.

Пятидесятница не оканчивается тем единственным торжественным днем, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний апостольских.

Нет! День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого и утвердилась на земле Церковь Христова.

Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только, действительно, стремимся всей душой к Богу и ищем Его.

Мы теперь не слышим того шума, который некогда наполнил Иерусалим, потому что слух наш недостаточно тонок для восприятия небесных движений. Но его слышит наше внутреннее, духовное ухо.

Таинственное соединение Творца и твари — сошествие Святого Духа в сердца верующих непосредственно совершается в Церкви Христовой.

Благодать Духа Божия Животворящего, все Собою наполняющего, «Сокровища благих и жизни Подателя», проникает в человеческие души, способствуя их просветлению.

Сошествие Святого Духа на апостолов — это чрезвычайное событие, открывающее новую эпоху в деле спасения человека. С пришествием Святого Духа людям открылась возможность богопознания.

Дарами Святого Духа человек очищается от грехов, совершенствуется и может восстановить в себе утерянный образ Божий. Во внутреннем человеке постепенно восстанавливаются свойства Христовы.

Примером тому служат многие из святых угодников Божиих.

Так, еще в средневековье преподобный Антоний говорил своим ученикам: «Я молился о вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, Которого получил я… Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей — и будет у вас небесная радость день и ночь. И будете в этом теле, как те, кои уже находятся в Царстве Небесном».

И в новые времена мы видим, что огни Пятидесятницы не погасли на земле.

В келлии так близкого нам по времени жизни и так глубоко чтимого всеми нами «убогого Серафима» посетители опускают глаза, так как не могут смотреть в лицо преподобного, которое светится, как солнце.

«Когда Дух Божий приходит к человеку,- поучает преподобный Серафим,- и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человека преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся».

Итак, мы видим, что со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила. Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих.

Излиянием Святого Духа человек преображается, делается новой тварью, приобщается Божественной жизни. Это чудо милосердия Божия совершается непрерывно в истории Церкви и должно привести к полному обожению мира и человека. За краткостью времени нет возможности привести большее число примеров. Но и эти являются ярким свидетельством о неиссякаемой Пятидесятнице в истории Церкви!

Вновь и вновь совершается таинственное соединение Творца и твари.

И это есть неизреченное блаженство, высший предел в странствии человека от земли к небу.

С момента Пятидесятницы море живительной благодати наводнило землю… Прошло через века… освятило многие народы…. И в наши дни наполняет святые храмы и сердца верующих.

Но по немощи своей человек не в силах постоянно проводить жизнь свою в святости. Мы часто теряем благодатные дары. И потому приходится молитвенно взывать к небу, просить, чтобы Утешитель — Дух Истины пришел к нам и опять вселился в нас и проявил Свои спасительные действия.

«Прииди и вселися в ны… и спаси души наша!» Жажда в людях к близкому общению с Богом была всегда. О том, как она велика, можно видеть из молитвы блаженного Августина, человека, стоявшего на грани древнего и средневекового мира.

Вот отдельные места из его молитвы:

«О ты, Божественная любовь Отца всемогущего и всеблаженного Сына святое общение, всесильный Утешитель Дух… Войди всемогущею силою Твоею внутрь сердца моего и мрачные в нем места от нерадения моего освети светом сияния Твоего и изобилием росы Твоей сотвори их плодоносными. Воспламени спасительным пламенем силы ослабевшего сердца моего и, освещая, попали огнем все греховное в мыслях и в теле. Напои меня потоком сладости Твоей и научи меня творить волю Твою…»

Не прерывается эта жажда и в наше время. Чувство веры и ее радости доступно людям любого культурного уровня. Это достояние всех людей. И только отчуждение от Бога может умертвить в душе ее природную потребность веры.

Чтобы не заглохла в нас духовная жизнь, мы должны стремиться к ее источнику — к Богу мыслями, чувствами, делами и всей жизнью.

О други мои! И нам бы с вами принять сегодня в свои души и сердца эту благодать Святого Духа!

Изменила бы она и нас. И из робких и не всегда твердо стоящих в вере соделала бы твердо убежденными носителями истинной веры.

От всего сердца желаю, чтобы каждый из вас имел в своем сознании полные ликующего восторга слова церковного песнопения:

«Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру Истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть».    Аминь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — Печеры.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *