15 января

2 января по старому стилю

— Куриный праздник. Смывание лихоманок

Старушки, известные на Руси под именем бабушек-повитушек, справляли в этот день смывание лихоманок.

В селах думали, что лихоманки выгоняются из ада морозом, ищут пристанища по теплым избам, где уже всегда есть люди виноватые. А лихоманки только и знают, что искать людей виноватых; а если уже и сыщут виноватого, то сумеют и потрясть, и познобить. Ведь на то она и лихоманка-лихорадка. Заботливые бабушки, спасая людей от лихоманок, ходили по домам смывать притолоки. После сего уже на целый год оставались крестьяне спокойными, не боялись лихоманок. О лихорадках говорили: «Лихорадка — не матка, треплет, не жалеет» , «Уходила, умучила, согнула да скрючила».

Этот день слыл днем Кура и Курки. Рожденная 15 января посвящена была шесточной ометалочке. Шесточной ометалочкой было или куриное крыло, или перья, связанные красной тряпицей. В курятниках вешали черный камень с дыркой — «куриный бог», чтобы защитить кур от сглаза.

Сильвестр считался добродетельным святым, покровителем крестьянского пернатого хозяйства. В день памяти преподобного Сильвестра крестьянки окуривали курятники, веруя, что имя святого надежно оберегало домашнюю птицу от любой хворобы, дурного глаза и всяческих других напастей. Говорили: «Святой Сильвестр гонит лихоманок — сестер за семьдесят семь верст».

В этот день не только на земле студено-морозно, но и под землею. Выгоняет Мороз лихих сестер с хворями из-под земли.

— 1604 г. † Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская

Являет собой удивительный пример самоотверженной русской христианки. Она была дочерью дворянина Иустина Недюрова. С молодых лет она жила благочестиво, строго постилась и много времени уделяла молитве.

Рано осиротев, она была отдана на попечение родственниц, которые не понимали ее и смеялись. Иулиания сносила всё терпеливо и безропотно. Ее любовь к людям выражалась в том, что она часто ухаживала за больными и шила одежду для бедных. Благочестивая и добродетельная жизнь девицы привлекла внимание владельца села Лазаревского (недалеко от Мурома) Юрия Осорьина, который вскоре женился на ней.

Родители мужа полюбили кроткую невестку и передали в ее руки управление домом. Домашние заботы не прервали духовных подвигов Иулиании. Она всегда находила время для молитвы и постоянно готова была накормить сирот и одеть бедных. Во время сильного голода, сама оставаясь без пищи, отдавала последний кусок просящему. Когда вслед за голодом началась эпидемия, Иулиания целиком посвятила себя уходу за больными.

У праведной Иулиании было шесть сыновей и дочь. После гибели двух сыновей она решила удалиться в монастырь, но муж уговорил ее остаться в миру, чтобы продолжать воспитывать детей. По свидетельству сына Иулиании – Каллистрата Осорьина, написавшего ее житие, она в это время стала еще более требовательной к себе: усилила пост, молитву, спала ночью не более двух часов, положив под голову полено.

По смерти мужа, Иулиания раздала бедным свою часть наследства. Живя в крайней нищете, она тем не менее всегда была жизнерадостна, приветлива и за все благодарила Господа. Святая удостоилась посещения Святителя Николая Чудотворца и наставления Божией Матери в храмовой молитве. Когда праведная Иулиания отошла ко Господу, то была похоронена рядом с мужем в церкви святого Лазаря. Тут же погребена и ее дочь, схимонахиня Феодосия. В 1614 году были обретены мощи праведной, источавшие благовонное миро, от которого многие получали исцеление.

— 1797 г. Император Павел I усилил требования к поведению дворян

Император Павел I отменил 2 января 1797 года статью Жалованной грамоты, запрещавшей применять телесные наказания к дворянскому сословию. Были введены телесные наказания за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения.

— 1814 г. Императорская Публичная библиотека

Открылась Императорская Публичная библиотека в Санкт-Петербурге, ныне носящая имя Салтыкова-Щедрина. Это была первая в России крупная публичная библиотека.

— 1833г. † Преставление и второе обретение мощей (1991 г.)  преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Преподобный Серафим Саровский — в миру Машнин Прохор Исидорович (Сидорович), великий православный святой, духовный мыслитель.

13 августа 1786 г. он был пострижен и назван при этом Серафимом. Ему было тогда 27 лет. «По общему свидетельству, он был необычайно мужественного телосложения, несмотря на воздержание и перенесенную болезнь. Лицо его отличалось особым благообразием. Осенью того же года он был рукоположен в сан иеродиакона.

Через год после своего рукоположения, в 1794 г., он получил от своего наставника разрешение оставить монастырское общежитие и начать подвиг отшельнической жизни, который ему было суждено продолжать до 1825 г.

Взяв с собой Священное Писание и Правило св. Пахомия, которое он имел обыкновение читать ежедневно, Серафим удалился в лес, в маленькую хижину без окон, в пяти верстах от монастыря. Питался он одним черствым хлебом, доставлявшимся ему в определенные сроки, да овощами, которые он сам выращивал и приготовлял. Впоследствии он и овощи перестал есть и питался одной горькой травой — «сниткой». По несколько дней в неделю, в особенности по средам и пятницам, он не ел вообще ничего. Несмотря на такое слабое питание, он днем занимался тяжелым трудом дровосека или чтением, а ночи посвящал молитве и размышлению, без освещения и без огня, даже в самые суровые зимы; спать позволял себе лишь самое короткое время, прямо на голом полу.

С 1804 г. по 1807 г. Серафим прервал свои обычные работы и, найдя в лесу большой камень, начал новый этап своей духовной жизни. Он стал столпником. Три года (тысячу ночей, говорит предание), когда мир потрясали войны и триумфы Наполеона и Александра, Серафим провел на коленях на камне, с воздетыми к небу руками, беспрестанно повторяя молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!»

Что касается духа мира, то известны следующие слова Преподобного: «Радость моя! Стяжи себе мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся».

25 марта 1832 г. прп. Серафим удостоился видеть нисхождение на землю Пресвятой Богородицы. Он сам говорил, чем была для него Божия Матерь: «Радость всех радостей».

Жизнь «батюшки Серафима» приходила к концу. Божия Матерь ждала его. Давно уже он сам изготовил себе гроб, выдолбленный в дубовом стволе. Теперь он начинал чувствовать, что силы уходят… «Жизнь моя сокращается— говорил он, — духом я как бы сейчас родился, а телом по всему мертв». И добавлял: «Когда меня не станет — вы ко мне на гробик ходите! И чем чаще, тем лучше. Все что есть у вас на душе, что бы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой-то и принесите на мой гробик! Как живому, все и расскажите! Как вы с живым всегда говорили, так и тут! Для вас я живой есть и буду во веки!».

Преподобный иеромонах Серафим Саровский был найден коленнопреклоненным с крестообразно сложенными руками перед иконой Божией Матери «Умиление». Его чистая душа во время молитвы была взята к Престолу Господа Вседержителя. Тело почившего старца было положено в сделанный его руками дубовый гроб и предано земле с правой южной стороны от алтаря Успенского Собора.

Сразу после смерти Серафим был буквально канонизирован гласом народным, задолго до торжественной канонизации, которая состоялась через 70 лет, 19 июля 1903 г., в присутствии Царской Семьи и огромного множества народа, собравшегося со всех концов России.

— 1876 г. † Корф Модест Андреевич

Барон, граф, государственный деятель, историк, действительный тайный советник (1854 г.), почетный член С.-Петербургской Академии наук (1852 г.). Окончил Царскосельский лицей (1817 г.), однокашник А. С. Пушкина.

С началом революции 1848—49 гг. в Европе Корф составил записку о вредном направлении журналов «Отечественные записки» и «Современник», на основании которой для ревизии цензурного ведомства повелением Императора Николая I создан т. н. Комитет 27 февр. 1848 г. под председательством А. С. Меншикова, а 2 апр. 1848 г. — Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений, в состав которого вошел и Корф (в апр. — дек. 1855 г. председатель). Автор Манифеста от 14 марта 1848 г., направленного против «смут, грозящих  ниспровержением законных властей».

В 1847 г. Корф по повелению Императора Николая I читал курс правоведения вел. кн. Константину  Николаевичу, позднее — другим великим князьям (в т. ч. будущему Императору Александру III).

18 октября 1849 г. Корф был назначен директором Императорской Публичной библиотеки в С.-Петербурге.

Умер 2 января 1876 года в Петербурге. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. М.А. Корф был женат на своей двоюродной сестре Ольге Федоровне Корф (1810-1881 гг.), дочери обер-коменданта в Митаве, барона Ф.Ф. Корфа. Через пять лет графиню Ольгу Федоровну похоронили рядом с М.А. Корфом.

— 1892 г. Император Александр III писал Победоносцеву по поводу его доклада:

«Я Вас очень благодарю за доброе намерение, но никогда Русские Государи не обращались к представителям иностранных государств с объяснениями и заверениями. Я не намерен вводить этот обычай у нас, из года в год повторять банальные фразы о мире и дружбе ко всем странам, которые Европа выслушивает и проглатывает ежегодно, зная хорошо, что все это пустые фразы, ровно ничего не доказывающие».

1893 г. Цесаревич Николай Александрович вступил в командование 1-м батальоном лейб-гвардии Преображенского полка

— 1917 г. † Чихачев Николай Матвеевич

Русский адмирал. В 1851-1853 гг. участвовал в Амурской экспедиции Г.И. Невельского. С 1862-1876 гг. директор Русского общества пароходства и торговли. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. начальник морской обороны г. Одессы.

12 августа 1893 года, после Высочайшего смотра судов на Либавском рейде и обозрения работ по обустройству Либавского аванпоста, Николай Матвеевич был назначен генерал-адъютантом к Его Императорскому Величеству и Император Александр III выразил ему «душевную свою признательность».

С 1896 г. член Государственного совета. В 1900—1906 гг. — председатель Департамента промышленности, наук и торговли Государственного совета.

Похоронен в деревне Добрывичи Бежаницкого района, куда его тело было достав­лено специальным царским поездом. Его именем назван остров в Японском море (близ бухты Ольги) и мыс в Татарском проливе.

— 1923 г. † Беляев Павел Николаевич

Основатель автомобилизма и водномоторного спорта России, председатель С-Петербургского Автомобиль-клуба (СПАК), член Императорского СПБ общества «Рысистые бега», являлся одним из организаторов Российского Автомобильного Общества (РАО).

11 октября в 1898 г. на станции Александрова под С.-Петербургом состоялись первые автомобильные гонки на дистанцию в 39 версты (41,6 км). Выиграл гонку Беляев Павел Николаевич на трицикле, показав время 1 ч. 33 мин. 36 сек. Ему вручили золотой жетон с выгравированной надписью: «Первый приз за первую в России гонку моторов».

С 1904 г. ежегодно под С.-Петербургом в районе ст. Александрова — ст. Стрельня на Волхонском ш. стали проводиться гонки на кубок Беляева. Выступал в ряде крупных соревнований на моторных лодках, которые обычно сам и конструировал. В 1907 г. завоевал первое место в гонке моторных лодок на призы его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича и Морского Министерства. Во время Первой международной автомобильной выставки в Санкт-Петербурге в 1907 пожертвовал кубок для участников состязаний мотолодок.

П.Н. Беляев один из основных организаторов первых автомобильных выставок в России 1907, 1908, 1910 и 1913 годов и международных гонок между столицами Санкт-Петербургом и Москвой. Один из главных организаторов «дорожного конкурса» по маршруту Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург 1909 года, первого пробега на Императорский приз по маршруту Санкт-Петербург – Киев – Москва — Санкт-Петербург 1910 годa и последующих автопробегов на Императорский приз 1911-1912 годoв.

Современный Волго-Донской проспект в С.-Петербурга с 1900 г. назывался Беляевская дорога, в 1909 году дорога стала проспектом, а 15 декабря 1952 года его переименовали в Волго-Донской, в ознаменование окончания строительства Волго-Донского судоходного канала.

Следующий день 16 января →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *