26 февраля

13 февраля по старому стилю

— Светланин день

Мартиниан и Фотинья,  Мартынов день, народное название дня преподобного Мартиниана и святой мученицы Фотинии.

В этот день, по древним поверьям, следовало высветить свои глаза, потускневшие за долгие зимние ночи. Высветив свои глаза, можно было увидеть души умерших родственников. Обряд назывался: окликание звезды, окликание умерших. Окликание по имени своих предков — это вера в родовую силу, непрерывную связь поколений. А крепость этой связи от добрых дел зависела: чем больше добрых дел в году — тем крепче связь в роду.

Мартиниан — укротитель страстей. Мартиниан — угодник считался на Руси избавителем от блудных страстей, поэтому в Сказании о святых ему полагается молитва с этой целью.

Если в этот день тает, то весна придет дружная, а если день холодный да пасмурный, то весна затяжной и холодной будет.

— 1200 г. † Преподобный Симеон Мироточивый

Царь Сербский, в миру был великим жупаном (князем) Сербии, носил имя Стефана Немани (Неманя). Жил в ХII веке. Князь много потрудился для своего отечества: объединил большую часть сербских земель и добился политической независимости для своей страны. Он ревностно защищал свой народ от влияния латинства и от ересей.

В возрасте 80 лет Стефан удалился на Афон, где уже прославился святостью жизни его сын – преподобный Савва. Там они вместе возобновили запустевший монастырь Хилендарь, куда к ним стали стекаться иноки из разных стран. Святой Симеон был великим подвижником и мудрым наставником иноков. Скончался преподобный Симеон 13 февраля 1200 года. Мощи его стали источать миро. Преподобный Савва перенес останки отца своего на родину, в Сербию, и положил в церкви Пресвятой Богородицы на реке Студенице. Этот храм святой Симеон воздвиг и богато украсил его, будучи князем.

— 1547 г. Брак Царя Иоанна IV с Анастасией Романовной

Еще в декабре по всем областям было разослано приказание: всех незамужних дочерей князей и боярских детей вести на смотр наместников. Выбор Государя остановился на девушке одного из самых знатных и благородных боярских родов, знаменитого своею преданностью Московским Государям и непричастностью к боярским крамолам. На Анастасии Романовне Захарьиной-Кошкиной, дочери умершего окольничего Романа Юрьевича и племяннице известного нам боярина Михаила Юрьевича Захарьина — близкого и преданного человека отцу Иоанна, помогавшему Василию III на смертном одре творить последнее крестное знамение.

Выбор Государя оказался чрезвычайно удачным: помимо большой красоты юная царица отличалась замечательной сердечной добротой, умом и большой привязанностью к своему супругу.

Митрополит Макарий в Успенском Соборе сам сочетал боговенчанного Царя законным браком с избранною им девицею из дома Романовых-Захарьиных Анастасиею и преподал новобрачным обширное и приличное наставление.

— 1651 г. Полковой праздник лейб-гвардии Уланского Его Величества полка Российской императорской армии

— 1718 г.  Указ Царя Петра I

О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей во всех городах к Губернаторам и Комендантам, о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку.

— 1807 г. Введен солдатский Георгиевский крест

В этот день, для поощрения храбрости и мужества солдат и унтер-офицеров был введен знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест). Этот серебряный крестик на Георгиевской ленте называют «солдатским орденом», знак отличия Военного ордена можно было получить только за конкретный подвиг на «поле сражения, при обороне крепостей и на водах». В 1856 г. знак отличия Военного ордена был разделен на четыре степени. Награждение проводилось постепенно: от младшей степени к старшей. Десятки тысяч отважных воинов с гордостью носили на груди эту почетную солдатскую награду.

— 1903 г. Царская программа Русского Национального Возрождения

Царь Николай II старался проводить в России Программу Русского Национального Возрождения во всех областях: в архитектуре, живописи и костюме в том числе. У него был проект переодеть всех придворных в русские национальные одежды.

В 1903 году был осуществлен грандиозный проект Государя — бал-маскарад в русских национальных одеждах. 11 и 13 февраля 1903 года сразу после окончания Рождественского поста  Петербургский высший свет давал костюмированный бал. В приглашениях, разосланных гостям, основным требованием было явиться на бал в костюмах XVII века. Это был последний бал Империи Романовых, но зато какой бал..

Костюмы дам и кавалеров были не просто роскошными, они были вызывающе роскошными и вошли, благодаря своей необычности и тем, кто над ними трудился, в историю костюма и в историю моды.

Все драгоценности настоящие делали самые известные ювелирные дома.

Эскизы костюмов выполнял последователь творчества В.М.Васнецова, модный в то время художник, Сергей Сергеевич Соломко, а шили их ведущие модельеры того времени, чьи имена до сих пор являются непререкаемыми авторитетами в мире моды: Надежда Петровна Ламанова, любимый модельер императрицы Август Бризак.

В 1904 году был выпущен специальный подарочный альбом «Костюмированный бал в Зимнем дворце», содержавший 21 гравюру и 174 фототипий. Снимки делали лучшие фотографы начала XX века.

В экспозиции Эрмитажа можно увидеть также несколько чудом сохранившихся костюмов того времени.

— 1913 г. Празднование 300-летия Дома Романовых

Император Николай  II утвердил постановление Совета министров «об объявлении дня 21-го февраля 1913 года неприсутственным для всей Империи» — день празднования 300-летия Дома Романовых (день 21 февраля 1913 года приходился на четверг Сырной седмицы, то есть преддверие Великого поста).

Особая роль в предстоящих торжествах отводилась Москве и Костроме, из которой Михаил Романов был призван на царство в 1613 году. В целом же торжества прошли по всей Российской Империи. За три года до предстоящих торжеств был образован «Комитет для устройства празднования трехсотлетия царствующего дома Романовых», председателем которого был назначен А. Г. Булыгин.

Подготовка к празднованию юбилея стало поводом для благотворительных акций по всей Российской империи, чему положил начало Николай II. Он объявил амнистию многим заключённым, простил всем подданным долги по налогам. Выделялись финансовые средства на заботу о детях, помощь передовым сельским хозяевам.

— 1933 г. † Романов Александр Михайлович

Великий Князь, адмирал (с 1915 г.), генерал-адъютант (с 1909 г.). Родился 1 апреля 1866 г.

Четвертый сын вел. князя Михаила Николаевича и вел. княгини Ольги Федоровны, внук Императора Николая I.

В июле 1894 г. вступил в брак со старшей дочерью Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны, сестрой Императора Николая II, Вел. Княжной Ксенией Александровной (1875-1960 г.г.).

Стоял во главе развития отечественной авиации. Возглавлял отдел воздушного флота при Комитете по усилению военного флота, инициатор посылки в 1909 г. морских офицеров за границу для обучения в летных школах Франции. Создал в 1910 г. офицерскую школу авиации под Севастополем. В 1913 г. представил правительству на утверждение «Общий план организации воздухоплавания и авиации в России».

С 1914 г. командовал авиацией Южного фронта, фактически возглавлял действия воздушного флота.

С 1918 г. в эмиграции, жил во Франции, затем в Швейцарии и США.

От брака с Вел. княгиней Ксенией Александровной имел дочь, княжну имп. крови Ирину (1895-1970 гг.). И 6 сыновей: князей императорской крови Андрея (1897-1981 гг.), Федора (1898-1968 гг.), Никиту (1900-1974 гг.), Дмитрия (1901-1980 гг.), Ростислава (1902-1978 гг.), и Василия (1907-1989 гг.) Александровичей. Все сыновья состояли в морганатических браках.

— 1933 г. † Роше Константин Константинович

Русский поэт милосердия.

Константин Константинович Роше родился 29 декабря 1849 года в семье военного инженера. Отец его, Константин Егорович Роше, в звании поручика ушел с военной службы, но продолжал служить в окружном военном управлении Санкт-Петербургского военного округа. В апреле 1877 года в чине надворного советника он вышел в отставку. Был награжден орденами Св. Станислава 2-й степени и Св. Анны 3-й степени. В знак признания его личных заслуг перед Родиной Константин Егорович 2 сентября 1870 года был возведен в потомственное дворянское достоинство.

Мать поэта, Надежда Петровна, умерла рано, оставив трех детей сиротами.

Большую часть своих дней он прожил в Житомире. Длительное время был членом правления Волынского губернского присутствия по крестьянским делам, почетным мировым судьей. Как потомственный дворянин, дослужился до титула действительного статского советника. В годы первой мировой войны, революции 1917 года и постоянных перемен власти в Житомире в период гражданской войны помогал нуждающимся, как мог.

Константин Константинович не был женат, и в жизни ему не довелось ощутить тепло обычного земного семейного очага. Но его семьей, его жизнью, его неисцельной любовью стали дети-сироты, которых он брал на воспитание. Смерть усыновленного ребенка до глубины души потрясла его, и потому бессмертной и нетленною отцовской любовью к возлюбленному сыну благоухают исполненные нежности стихи “Поэмы души”, посвященной безвременно ушедшему юноше Сергию. На первой странице “Поэмы души” Роше пишет милосердной своей рукой: “Книгу эту с чувством благоговейной любви и неумирающей скорби посвящаю незабвенной памяти безвременно угасшего юноши-сына Сергия”. И вот теперь перед нами вновь открылась эта десятилетиями пролежавшая под спудом книга, поэма души певца милосердия, человека, имеющего от Бога драгоценнейший дар глубоко воспринимать боль и страдания других людей. Таков был  Константин Константинович Роше, с этим он жил, эту драгоценнейшую грань своего таланта оставил нам в своих делах, поэмах и стихах.

Умер поэт 26 февраля 1933 года в Житомире, прожив долгую и плодотворную, преисполненную высокого созидающего творчества жизнь, которая — и это не вызывает сомнений — воистину была жизнью во Христе.

— 1950 г. † Святитель Серафим (Соболев)

Святитель Серафим (Соболев), родился в 1881 г. В дореволюционной России был ректором Воронежской Духовной семинарии. Хиротонисан во епископа в 1920 г. в белом Крыму незадолго до эвакуации армии генерала Врангеля. Был назначен управляющим русскими церквами в Болгарии, где и прошла его жизнь. Там им были написаны книги «Русская идеология» (с апологией царской власти как истинно православной), «Новое учение о Софии Премудрости Божией» (опровержение еретического учения о. Сергия Булгакова).

Скончался в Болгарии.

Следующий день 27 февраля →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *