2 марта

17 февраля по старому стилю                               

— Маремьяна

Народное название дня св. Мариамны (сестры святого апостола Филиппа).

Св. Мариамна в народном сознании трансформировалась в Маремьяну — кикимору в образе женщины. Она жена домового, дворового или лешего. Детей своих она рожает во время Святок, зовут их шулыканы (шуликаны). Они вылетают из трубы и стараются навредить людям.

По народным поверьям, у Маремьяны надо просить прощения за грехи, ибо она их хорошо знает.  Вечерняя заря считалась темной, в то время как утренняя — чистой. По поверью, солнце к вечеру темнеет от созерцания людских грехов, а умывшись ночью в море, утром встает чистым и ясным.

— Федор Тирон

Федор—тиран, народное название дня вмч. Феодора Тирона (IV в.).

Тирон в народном сознании воспринимался как тиран. Вначале он тиранил людей, а потом раскаялся и стал их защитником. Ему молятся при розыске краденых вещей.

— Святой Император Маркиан и жена его Святая Царица Пульхерия 

После смерти Феодосия Младшего на Византийский трон был избран Маркиан (450 – 457 гг.). Святая Пульхерия хотела удалиться в свое уединение, но царь и сановники просили ее не оставлять управления и стать супругой царя Маркиана. Ради общей пользы она согласилась быть женой Маркиана при условии, что девственная чистота ее не будет нарушена в браке. Таким образом, царственные супруги жили в чистоте, как брат и сестра.

Заботами царицы Пульхерии был созван в 451 году Собор в Халкидоне против ереси Диоскора и Евтихия.

В продолжение всей своей жизни царица Пульхерия защищала православное вероучение от возникавших ересей. Раздав свое имение бедным и Церкви, она мирно скончалась 54-х лет от роду в 453 году.

— 1598 г. Избрание на царство Бориса Годунова

Для избрания созван был великий Земский Собор из выборных представителей всего государства числом до 474 человек.

Патриарх Иов обратился к ним с речью и, объявив, что по смерти Царя Федора Ивановича ни царица Ирина, ни брат ее Борис, несмотря на все просьбы, не согласились занять царский престол, предложил: «Теперь вы бы о том великом деле нам и всему освященному Собору мысль свою объявили и совет дали, кому у нас государем быть?» Но вдруг же, не дожидаясь ответа, продолжал: «А у меня, Иова патриарха, и у митрополитов, архиепископов, епископов и у всего освященного Собора, которые при преставлении Царя Федора Ивановича были, мысль и совет у всех один, что нам, мимо Бориса Федоровича, иного государя никого не искать и не хотеть».

После этого, естественно, и все прочие архиереи и вообще духовные лица, прибывшие из других городов в Москву, единогласно воскликнули: «И наш совет и желание то же, и мы единомысленны с тобою, отцом нашим, великим господином Иовом патриархом». А за архиереями волею и неволею то же велегласно и многократно повторяли и все бояре, и все выборные Русской земли.

— 1612 г. † Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России Чудотворец

Подвиг патриарха Гермогена:

Во время смутного времени на Руси, окруженный врагами, дерзостью поляков, изменою своих, он в это время явился необоримым столпом православия и образом русской крепкой ревности.

Патриарх, отказавшись признавать избрание на русское царство польского королевича Владислава, разрешил и народ от присяги. Чувствуя, что не до конца отрекся от родной земли Русский народ, он рассылал грамоты, призывавшие к ополчению против иноземцев, и пламенными мольбами успел поднять многие города.

Жестоко и бесчинно обращались с патриархом злодеи и, наконец, заточили в Чудове монастыре. Там, одинокий, среди скорбных ужасов настоящего, среди памятников прошлой русской славы, в священной ограде Кремля, архипастырь сиял добродетелью, как лучезарное светило, готовое угаснуть, но воскресившее уже животворными лучами своими народ на новое бытие.

Грозными угрозами обступали поляки Гермогена, чтоб отменил он восстание городов. А он все твердил: «Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль отечества и церкви».

Повели разойтись воеводам, — кричали они. — Ты дал им оружие в руки, ты можешь и смирить их. — А его слово было одно: «Пусть удалятся ляхи».

Они грозили ему злою смертью, а он, указывая на небо, восклицал: «боюся Единаго, там живущаго».

Пленник, из тесной тюрьмы своей он сообщался с паствою: слышал звуки битв за свободу, слал борцам благословение. Пребыв верным до конца, ненавистью вражьею Гермоген был заморен голодом.

С кончины Гермогена, настал для Русской Церкви период междупатриаршества, продолжавшийся более семи лет.

17 февраля 1913 г. в Москве были торжественно прославлены мощи святителя Гермогена. По этому случаю Государь Николай II телеграфировал Вел. Кн. Елисавете Федоровне: «Благодарю собравшихся в стенах Кремля на молитвенное поминовение Патриарха Гермогена, пример коего да светит в настоящие и будущие времена».

— 1621 г. Вечное поминовение покорителю Сибири Ермаку

Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем, Советом священного Собора и  патриархом Филаретом указано правило: Ермаку Тимофееву сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, «кликати вечную память».

— 1672 г. † Святитель Иоасаф II, патриарх Московский и всея Руси

Патриарх Московский и всея Руси в 1667–72 гг., автор посланий и грамот. Родом из Тверской земли, почему и получил свое прозвание Новоторжец. В 1654–56 гг. по назначению патр. Никона был архимандритом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире. В 1656–66 гг. — архимандрит Троице-Сергиева монастыря.

В 1666 г. престарелый Иоасаф был поставлен в патриархи, сменив на этом посту низложенного Церковным собором Никона. Царь Алексей Михайлович, утомленный борьбой с Никоном, пожелал иметь на патриаршем престоле «недерзновенного» человека.

В период патриаршества Иосафа II была восстановлена устная проповедь в церквях. Православные миссионеры действовали на Крайнем Севере до островов Новой Земли, а на Дальнем Востоке — до Даурии. На Амуре, близ границы с Китаем был основан Спасский монастырь.

— 1719 г. † Шереметев Борис Петрович

Генерал-фельдмаршал и дипломат. Разбил шведов при Эрестфере (1701 г.), Гумельсгофе (1702 г.), овладел крепостями Мариенбург, Нотебург (1702г.), Ниеншанц, Копорье, Ямбург, Везенберг (1703 г.) и Дерпт (1704 г.). Сыграл важную роль во взятии Петром I Нарвы в 1704 г. Руководил подавлением Астраханского бунта 1705-1706 гг. В Полтавском сражении 1709 г. официально являлся главнокомандующим русской армией (фактически командовал Царь Петр I). Он с большим пониманием относился к преобразованиям Царя Петра I.

— 1729 г. † Толстой Петр Андреевич

Государственный деятель, дипломат, граф. Был начальником Канцелярии тайных розыскных дел (1718—26 гг.), одним из 6 членов Верховного тайного совета (с февр. 1726 г.). Во время царствования Федора Алексеевича и правления царевны Софьи Толстой принадлежал к партии противников Нарышкиных. После падения Софьи перешел на сторону Петра I, но долгое время не пользовался его доверием. Петр I послал его воеводой в Устюг. Ездил в Италию для изучения морского дела (1697—98 гг.). В 1701 г. он был назначен постоянным послом в Турцию. В 1714 г. Толстой вернулся в Россию и был назначен сенатором, в 1716—17 гг. сопровождал Петра I в поездке по Европе. Добился возвращения из-за границы царевича Алексея и в 1718 г. возглавил следствие по его делу. Стал одним из ближайших доверенных лиц Царя. Тогда же Толстой был назначен начальником Тайной канцелярии. В начале царствования Императрицы Екатерины I Толстой состоял членом Верховного тайного совета и был дружен с А. Д. Меншиковым.

— 1911 г. Первое выступление хора Пятницкого

В 1910 году Митрофан Ефимович Пятницкий создаёт хор из народных певцов Воронежской и Рязанской губерний, который впоследствии был назван его именем.

17 февраля 1911 года хор впервые выступил в Москве в зале Благородного собрания. Зал Дворянского собрания был полностью заполнен публикой. Медленно раздвинулся занавес, и перед зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты… Люлька, прялки, сундук с приданым…

Исполнители — 11 крестьян — спокойно и естественно чувствовали себя среди этой такой простой и привычной обстановки. Они не были профессиональными актерами. Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в авторском исполнении. Именно этот «самодеятельный театр песни» произвел революцию в певческой культуре целой страны.

Песни пели никогда нигде не учившиеся, приехавшие в город только на время выступления простые русские крестьяне. Они пели проникновенно и бесхитростно, как это было принято в их родных деревнях. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал в те дни Пятницкий.

«Народная песня, — говорил М.Е.Пятницкий, — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».

— 1916 г. Русские войска взяли г. Битлис в Юго-Восточной Турции

— 1918 г. Высадка десанта Антанты в Мурманске

— 1969 г. Пограничный конфликт между СССР и Китаем на реке Уссури

Китайцы переправились на о-в Даманский и вероломно напали на наших пограничников, в результате чего 58 русских воинов погибло и 94 были ранены и контужены. В ответ Русская армия перемолотила из новейших установок «Град» тысячи китайцев и показала всему миру свою военную мощь.

— 1986 г. † Алферьев Евгений Евлампиевич

Церковный историк, церковно-общественный деятель. Родился в дворянской семье. Девиз на родовом гербе Алферьевых: «За Бога. За Царя». Учился в Царско-сельской Императорской Николаевской гимназии. В день захвата большевиками Царского Села (октябрь 1917 г.) с семьей выехал на Дальний Восток. В Харбине (Маньчжурия) духовно окормлялся у протоиерея Иоанна Владимировича Сторожева (16.03.1878 г.–5.02.1927 г.), отслужившего последнюю обедницу в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, за которой молились Царственные Мученики (июль 1918 г.).

В 1974 г. в типографии прп. Иова Почаевского под редакцией Алферьева вышла знаменитая книга «Письма Царской Семьи из заточения», включавшая в свой состав 227 писем, написанных Царственными Мучениками после Их ареста 8 марта 1917 г.

В сборе материалов помогали граф Д. С. Татищев (ск. 1972 г.) и генерал С. П. Андоленко (1907–73 гг.). Поистине вещими оказались слова Ее Высочества княжны Веры Константиновны, предпосланные этому изданию: «Да будет эта книга настольной для всех русских людей, и да послужит она опровержением той неправды и клеветы, которой все еще верят, увы, не только иностранцы, но и многие русские люди».

Тогда же родилась мысль написать правдивую книгу о Царе-Мученике. Однако работа над ней все откладывалась. И Господь послал Алферьеву испытание, дабы в страданиях очистить душу, дав ему возможность уразуметь истину. В 1980 г. он был парализован и даже не мог дышать без помощи искусственных легких. О здравии и спасении раба Божия Евгения молилась вся братия Свято-Троицкого монастыря. И Господь внял соборной молитве: к немалому удивлению врачей Алферьев стал поправляться. Однако это был уже иной человек. Пришло время написания жизнеописания Царя-Мученика (то было первое Его житие).

Писал он его, по свидетельству очевидцев, «при помощи особого приспособления, одевающегося на искривленную болезнью руку, в которое вставлялась ручка». Духовно окормлялся он в этот период у архимандрита Антония (Ямщикова, ск. 1993 г. в возрасте 101 года). Книга «Император Николай II как человек сильной воли. Материалы для составления Жития Св. Благочестивейшего Царя-Мученика Николая, Великого страстотерпца», увидела свет в 1983 году в Джорданвилле.  

Похоронили Алферьева на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. На могильном кресте, сооруженном бывшим семинаристом болгарином Д. Блачевым в благодарность своему учителю, изображена увенчанная крестом держава и выбита надпись: «Господи, Иисусе Христе, спаси Святую Русь».

Следующий день 3 марта →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *