16 марта

3 марта по старому стилю

— Евтропий

День святого мученика Евтропия.

Говорили: «Евтропий — снег топит», «Евтропий путь тропит да снег топит». В этот день надо было поле крест-накрест обойти, чтобы внимание солнца привлечь, на поле заставить снег топить.

Но с солнцем были шутки плохи. Надо было знать, как себя с ним вести. В народе говорили: По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают. Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Солнце за тучку садится — к дождю; в краснах — к вёдру.

Ветер за солнцем — к ведряной погоде. Солнце садится в морок — дождь будет. Солнце садится в облако — другой день ненастный.

— 945 г.  День памяти князя Игоря Рюриковича

Князь Игорь родился около 878 г. Совершил множество походов на Константинополь — Царьград. Брал дань с Византии и множества прикаспийских государств, покорил немало соседних племен.

В 912 году после смерти князя Олега Игорь единовластно занимает Киевский престол. Древляне — одно из племенных объединений восточных славян — узнав о смене власти, не спешили уплачивать дань в казну нового правителя. Игорь вынужден был заставлять славян платить дань.

В 914 году, одержав победу над уличами и усмирив древлянские племена, Игорь заставил их выплачивать большую дань, чем раньше. В 915 году один из воевод князя Игоря двинулся на юг и после трехлетней осады взял город Пересечен — в награду за победу он получил древлянскую дань.

Князь Игорь призвал множество варягов, которые помогали ему управлять княжеством и сражаться с врагами. За долгие годы своего правления (правил с 912 года – погиб в 945 году), Игорь проиграл всего одну битву – в 941 году. Причём соперником русов была мировая держава того времени, обладавшая передовыми военными технологиями – Византия. К тому же, победа была одержана византийцами из-за отсутствия фактора неожиданности – греки успели хорошо подготовиться к битве (о нападении русов сообщили болгары), и использования мощнейшего оружия того времени. Это был т.н. «греческий огонь» — горючая смесь, которую применяли в военных целях, его точный состав неизвестен. От этого оружия не было защиты, горючая смесь горела даже на воде. Надо учесть и тот факт, что военная кампания в целом была выиграна Игорем. Уже через три года великий князь собрал новое войско, пополнил его варягами, заключил союз с печенегами и двинулся на врага. Византийцы испугались и направили посольство с просьбой о мире. Князь взял богатую дань и заключил мирный договор. Игорь проявил себя не только как воин, но и как дипломат – зачем воевать, если враг сам предлагает выгодный мир? Не забыл он и предательство болгар, он «повелел печенегам воевать Болгарскую землю»

Киевский князь Игорь был жестоко убит древлянами, похоронен под высоким курганом недалеко от города Искоростеня.

Летопись повествует, что вдова князя Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа. Ольга обложила их тяжелейшей данью, приказала истребить много народа и уничтожить старейшин. Впоследствии, в 945 году, по ее приказу был сожжен Искоростень. При поддержке дружины и бояр князя Игоря Ольга взяла правление Русью в свои руки, пока маленький Святослав, сын Игоря и Ольги, не достиг возраста правления.

Князь Игорь прожил долгую жизнь — около 70 лет, за что был прозван Игорем Старым. Великого героя Руси, Святослава, сын Рюрика Игорь родил в весьма и весьма почтенном возрасте.

Князь Игорь — собиратель Земли Русской. Он продолжил дело Олега Вещего и оставил неплохое наследство жене и сыну. 

— 1067 г. Великий Князь Изяслав I Ярославович полоцкого князя Всеслава

Обе рати встретились на реке Немизе. Шел сильный снег, тем не менее битва началась и была весьма жестокой. Много людей пало с обоих сторон, но в конце концов Изяслав победил.

— 1669 г. † Милославская Мария Ильинична

1-я Жена Царя Алексея Михайловича (с 1648 г.). Дочь Ильи Даниловича Милославского, стольника и воеводы медынского и жены его Ксении. Родилась 1 апреля 1626 г.

Вышла за 19-летнего Царя Алексея 16 января 1648 г. Впервые сделалась матерью 22 октября 1649 г., когда родился у нее царевич Дмитрий, живший всего год (ум. 6 октября 1650 г.). В течение 20-летнего брака принесла мужу пять сыновей, из которых двое, Федор и Иван, были потом царями, и восемь дочерей, в том  числе знаменитую царевну Софью.

По смерти тело Марии Ильиничны погребено в московском Вознесенском девичьем монастыре, что в Кремле. Панихиды,  большие  раздачи  милостыни  (в  богадельни  и  нищим посылали в те дни осетрину) сопровождались отправкой в епархии денег для нищих. Более сотни этого люда провожало гроб царицы.

— 1730 г.  Утвержден герб Санкт-Петербурга

Императрицей Анной Иоанновной был утвержден гербовник Миниха: «Скипетр желтый, над ним герб государственный, около его два якоря серебряные, поле красное, вверху корона Императорская». Через пять дней он был утвержден указом Правительствующего Сената.  

24 апреля 1780 года Екатерина II особым пожалованием закрепила уже существующий герб Санкт-Петербурга. В 1856 году Александр II высочайше одобрил петербургский герб, составленный бароном Б.В. Кене. Он отличался от прежнего тем, что гербовой щит венчался императорской короной и лазоревыми (голубыми) лентами ордена святого Андрея Первозванного, за ними изображались два скрещенных скипетра, символизировавшие равнозначность двух столиц — Петербурга и Москвы. В таком виде в январе 1878 года петербургский герб получил значение и губернского герба.

Герб Санкт-Петербурга – старейший и официальный символ северной столицы. Прообразом эмблемы послужил герб Ватикана – города Святого Петра.

Следует отметить, что прототип городского герба появился ещё в 1712 году на знаменах Санкт-Петербургских полков. Это было золотое пылающее сердце под золотой короной и серебряной княжеской мантией, под которыми находились две пальмовые ветви. Исследователи отмечают, что Царь Пётр I использовал этот образ из труда, вышедшего в его правление – «Символы и эмблемата». Примечательно, что этот же образ – пылающее сердце был помещен и на герб сподвижника Петра А. Д. Меншикова.

Исторический герб Санкт-Петербурга был повторно принят в 1991 году. В настоящее время в геральдическом описании герба Санкт-Петербурга указано: «В червленом (красном) поле золотой российский скипетр поверх двух опрокинутых серебряных якорей морского и речного, о четырех зубцах, накрест. Щит увенчан российской императорской короной и положен поверх двух российских скипетров натурального цвета, соединенных лентой Святого Андрея Первозванного».

— 1819 г. † Архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский)

Выдающийся архипастырь сыграл значительную роль в период войны 1812 г. Он был одним из организаторов и вдохновителем русского народа на отпор врагу. По его указанию образ Смоленской иконы Божией Матери был установлен в Успенском соборе Московского Кремля для поклонения народу. Он благословил московское земское ополчение, передав ему в качестве боевых знамен церковные хоругви. Когда враг стал серьезно угрожать Москве, владыка организовал крестные ходы с чудотворными иконами Божией Матери — Смоленской, Иверской, Владимирской — вокруг Кремля, Китай-города и Белого города, водосвятные молебны с чтением специально составленной им самим молитвой к Спасителю и Богородице об изгнании врагов. Благодаря его усилиям были спасены от разорения французами церковные ризницы и патриаршая библиотека, дела консистории и Синодальной конторы. Вернувшись в Москву после ухода французов, владыка сразу же приступил к восстановлению и освящению поруганных московских святынь. Менее чем за год были восстановлены все кремлевские соборы, в том числе наиболее пострадавший Успенский. Он ввел ежегодное поминовение воинов, погибших на Бородинском поле, благодарственный молебен и крестный ход всех московских храмов в день оставления Москвы французами. Погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

 — 1915 г. Решение Императора Николая II освободить Константинополь

Император Николай II принимая французского посла твердо заявил ему: «Я не признаю за собой права навлекать на мой народ ужасные жертвы нынешней войны, не давая ему в награду осуществление его вековой мечты. Поэтому мое решение принято, господин посол. Я радикально разрешу проблему Константинополя и проливов».

— 1917 г. Письмо Императрицы Александры Федоровны

«Я вполне понимаю твой поступок, о мой герой! Я знаю, что ты не мог подписать противного тому, в чем ты клялся на своей коронации. Мы в совершенстве знаем друг друга, нам не нужно слов, и, клянусь жизнью, мы увидим тебя снова на твоем престоле, вознесенным обратно твоим народом и войсками во славу твоего царства. Ты спас царство твоего сына, и страну, и свою святую чистоту, и… ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране».

— 1917 г.  Незаконный «манифест» Великого князя Михаила Александровича

Великий князь Михаил Александрович садится с самозваным Временным комитетом обсуждать условия своего »отречения». Не имея никаких законных прав ни на Престол, ни на принятие подобных решений, он подписывает »манифест», составленный для него масонами Набоковым, Милюковым, Гучковым, Керенским под себя: »Одушевленный единой со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случае восприять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в учредительном собрании, установить образ правления и новые законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всей полнотой власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».

— 1917 г. Дневник Царя Николая II

На действия своего барат Великого князя Михаила Александровича Государь записал в дневнике: »Оказывается, Миша отрекся. Его манифест кончается четыреххвосткой для выборов через шесть месяцев Учредительного собрания. Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость.»

Вечером 3 марта, вслед за полученным известием »об отказе от Престола» Михаила Александровича, Император прибыл в Ставку в Могилев и отдал генералу Алексееву новую телеграмму: »Председателю госуд. думы. Петр. Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения родимой Матушки-России. Посему Я готов отречься от Престола в пользу моего Сына, чтобы он остался при нас до совершеннолетия при регентстве брата моего великого князя Михаила Александровича. Николай» .

Вот он, тот самый документ, не обнародованный тогда, но он существует и свидетельствует о неотмененности Царского Самодержавия в России по сей день. Изменник Алексеев не послал телеграммы, »чтобы не смущать умы», и никому не показывал ее, держал в своем бумажнике. Лишь в мае 1917 года, оставляя верховное командование Армией, с которого его выкинуло Временное правительство, он передал этот величайший по значению документ генералу Деникину, но и тот в силу своих демократических убеждений, не придал должного значения великим Царским словам.

— 1917 г. Первые деяния самозванной «новой власти»

Председатель Государственной думы М. Родзянко и министр-председатель Временного правительства кн. Г. Львов подписали декларацию, в которой говорилось, что одной из главных целей новой власти является «отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений».

— 2008 г. † Митрополит Лавр (Шкурла)

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В миру Шкурла Василий Михайлович. Родился 1 декабря 1928г. в г. Ладомирово (Чехословакия, ныне — Словакия) на Пряшевской Руси, по национальности — карпаторосс. В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944 г. стал послушником монастыря. В 1946 г. эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль (США), где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ.

Архиепикоп Лавр приложил много сил, чтобы противостоять влиянию на РПЦЗ со стороны американских спецслужб, иудейских организаций и масонских лож. С 10 июля 2001 исполнял обязанности первоиерарха РПЦЗ в должности его заместителя. На Соборе 17–27 октября 2001 г. избран пятым первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

Митрополит Лавр является одним из самых выдающихся первоиерархов РПЦЗ. Ему принадлежит решающая роль в возвращении РПЦЗ в лоно Матери-Церкви. Благодаря его усилиям был принят Акт о каноническом общении, подписанию которого противились все враждебные России силы.

Следующий день 17 марта →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *