2 апреля

20 марта по старому стилю

— Фотиния Самарянка (Светлана)

Св. мученица Фотиния († в I в.) была замучена за то, что многих обратила ко Христу.

У русских крестьян считалась целительницей от «трясавичной» болезни, и в «Сказании о том, каким святым в каких болезнях должно молиться» полагалась ей особая молитва от лихорадки.

Во многих городах и селах этой угоднице служили молебны о страждущих «трясавицей», а иные выписывали на лоскутке бумаги тропарь мц. Фотинии и, завязав эту выпись в ветошку, давали больному носить ее на шее известное время — дня три или девять, а потом заставляли его или проглотить самую записочку, или сжечь ее вместе с ветошкою на страстной свече и съесть оставшийся от нее пепел.

Фотинию называли колодезницей. В этот день, по народному преданию, омывается в колодце душа самарянки, что за христианскую веру пострадала и брошена была в колодец. Вода, взятая из колодца в этот день, чудодейственной силой обладает, а потому ею надобно огород окропить, самому умыться и всласть напиться.

— 1155 г. На Киевский престол взошел Юрий (Георгий) I Владимирович Долгорукий

Младший сын Владимира Мономаха.

Георгий властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким, знаменит в нашей истории гражданским образованием восточного края древней России, в коем он провел все цветущие лета своей жизни. Распространив там Веру Христианскую, сей Князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах Нерли; умножил число духовных Пастырей, тогда единственных наставников во благонравии, единственных просветителей разума; открыл пути в лесах дремучих; оживил дикие, мертвые пустыни знамениями человеческой деятельности; основал новые селения и города: кроме Москвы, Юрьев Польский, Переяславль Залесский (в 1152 году), украшая их для своего воображения сими, ему приятными именами и самым рекам давая названия южных. Дмитров, на берегу Яхромы, также им основан и назван по имени его сына, Всеволода-Димитрия, который (в 1154 году) родился на сем месте.

— 1535 г. Денежная реформа Елены Глинской

Денежная реформа 1535 года — это первая централизованная денежная реформа в России, проводившаяся по инициативе и под руководством Елены Глинской — вдовствующей великой княгини московской, жены Великого Князя Василия ΙΙΙ и матери Царя Ивана Грозного.

Уже в последние годы правления Великого князя Василия ΙΙΙ разнообразие монет, используемых на Руси, грозило вылиться в настоящую катастрофу. Процветали обрез и подмесь. Заключать торговые сделки становилось всё труднее. Участились казни фальшивомонетчиков.

В ходе реформы старые деньги были запрещены. Была введена единая монетная система. Новые монеты чеканились из серебра на государевом монетном дворе. Это были копейка, появившаяся впервые и получившая своё название из-за изображаемого на ней всадника с копьём, деньга и полушка. Из гривенки получались три рубля или 300 денег новгородских, в то время как раньше та же гривенка приравнивалась к двум рублям шести гривнам или 250 деньгам новгородским. Это было сделано, чтобы снизить материальные потери населения.

Проведение денежной реформы при Елене Глинской имело важнейшее значение для дальнейшего политического и экономического развития Русского царства. В результате реформы была создана единая система денежного обращения Русского государства, на протяжении последующих веков претерпевавшая различные изменения, но в целом сохранявшая единство и устойчивость. В результате реформы были окончательно унифицированы денежные системы ранее экономически мало связанных областей, прежде всего Новгорода и Москвы. Это позволило значительно успешнее развиваться общерусской экономике, особенно в середине ХVI века.

Благодаря реформе Елены Глинской, русская денежная система достигла нового качественного экономического и технического уровня (обеспечение и выполнение чеканки монет). Это также имело огромное значение для активизации русской внешней торговли, прежде всего с европейскими странами.

— 1573 г. Опричный двор

На 20 марта 1573 года в составе опричного двора Царя Иоанна Грозного числилось 1854 человека. Из них 654 человека составляли охранный корпус Государя, его гвардию.

— 1613 г. Подвиг Ивана Сусанина

Иван Осипович Сусанин, — крестьянин Костромского уезда села Домнина, принадлежавшего Романовым. Прославился тем, что зимой 1613 г., спасая новоизбранного Царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов (намеревавшихся захватить Михаила) в непроходимое лесное болото, за что был изрублен поляками.

— 1644 г. Избрание патриарха Иосифа

Царь Михаил Федорович распечатал жребий пред всем своим царским синклитом и объявил, что «благоволи Бог и Пречистая Богородица быти патриархом Иосифу, архимандриту Симонова монастыря», и тотчас же послал князя Львова в соборную церковь возвестить о том самому архимандриту Иосифу пред всем освященным Собором. Такое необычайное избрание Иосифа на патриаршество совершилось 20 марта 1642 г. На следующий день происходило наречение, а 27 марта и самое посвящение Иосифа в патриарха в присутствии государя. В день посвящения по обычаю у государя был обед, на который были приглашены патриарх и прочие духовные власти.

— 1652 г. Перенесение мощей Московских святителей

Духовный собор одобрил благочестивое желание Царя Алексея Михайловича о переносе мощей Московских патриархов в Успенский собор: Филиппа из Соловецкого монастыря, Иова из Старицы, Гермогена из Чудова монастыря.

— 1808 г. Манифест Императора Александра I

О покорении шведской Финляндии и о присоединении оной навсегда к России. «…Страну, сию оружием Нашим таким образом покоренную, Мы присоединяем отныне навсегда к Российской империи, и вследствие того повелели Мы принять от обывателей ее присягу на верное престолу Нашему подданство.»

Финляндия веками находилась под шведским владычеством и вошла в состав России в результате войны со шведами. Великое княжество Финляндское получило в Российской империи особый статус автономии во внутренней политике. Император обязался «нерушимо хранить и оберегать» финляндские законы. Так, обладая единоличным правом созыва сейма, Царь не мог без его согласия утверждать новые и изменять старые законы. Финляндия имела свою таможню, почтовую службу и органы правосудия; доходы княжества не вливались в общеимперскую казну, а направлялись на собственные нужды; в 1868 г. Финляндия получила свою денежную систему. Финны были освобождены от прохождения обязательной службы в русской армии. Однако с возникновением революционного движения в конце XIX столетия автономная Финляндия стала удобным местом контрабанды в Россию подрывной литературы, оружия, «окном» для бегства революционеров-террористов в Европу. Потребовалось ужесточить административный контроль.

— 1915 г. † Кологривова Лидия Александровна 

Русская поэтесса, монархистка, член Русского Монархического Собрания (РМС). Из известного княжеского рода Рюриковичей. Дочь полковника князя Александра Ивановича Ухтомского, участника Отечественной войны 1812 года и Марии Дмитриевны, урожденной княжны Голицыной. Получила образцовое воспитание и хорошее образование. Ее муж — ученый-историк, сотрудник Императорского С.-Петербургского Археологического института С. Н. Кологривов — также принимал участие в монархическом движении в Москве, был членом ряда московских патриотических организаций. Кологривова получила известность среди правых своими патриотическими стихотворениями, без которых не обходился практически ни один монархический вечер. Первая книга — сборник стихов трех поэтесс — вышла в 1902 г. и получила хорошие отзывы. В 1903 г. выпустила собственный сборник стихов. В 1903–1904 гг. сотрудничала в журнале «Вестник Европы», а с 1905 г. стала постоянной сотрудницей ведущей правой газеты «Московские ведомости», где по субботам и воскресеньям печатались ее стихотворные отклики на текущие исторические события. Автор большого числа стихов на религиозную тематику («Воскресение Христово», «Иоанн Креститель», «Рождественская ночь», «Саровская пустынь», «Молитва» и др.).

В годы Русско-японской войны и революционной смуты 1905–1907 гг. Л.А.Кологривова проявила себя как писательница, обладавшая глубоким патриотическим чувством. Ее стихотворение «Русь идет» было очень популярно среди монархистов. В нем были такие строки: «В борьбе коварной и неравной/ Изнемогал наш край родной,/ В пыли был попран стяг державный/ Крамол мятежною толпой./ Но день настал, страна прозрела,/ Пришел к сознанию народ,/ И клич врагам кидает смело:/ «Долой с дороги! Русь идет!».

Патриотической и монархической тематике были посвящены и многие другие стихотворения поэтессы: «Наши исконные заветы», «О, Русь!», «Россия для Русских», «Черная Сотня» и др. В стихотворении «Черная Сотня» Кологривова гордо заявляла о своей приверженности к черносотенцам: «Когда неистовой хулою/ Русь заливал крамольный вал,/ Нас встретил враг насмешкой злою,/ И Черной Сотней нас прозвал./ Названье приняли мы смело/ Мы им довольны и горды,/ На общее сплотило дело/ Оно могучие ряды./ И наша рать для славной брани/ Растет и крепнет шаг за шаг,/ И замер смех в мятежном стане./ Увидел изумленный враг,/ Что шуткой наглой и задорной/ Не омрачился наш восход,/ То, что считал он Сотней Черной,/ То — православный наш народ».

В 1912 г. вышел последний сборник поэтессы, хотя отдельные стихотворения продолжали публиковаться на страницах правой печати до самой кончины Кологривовой. Она скончалась в Страстную пятницу после тяжелой и продолжительной болезни в своем имении в с. Милет Богородицкого у. Московской губ. Похоронена на второй день Пасхи в имении. Отпевал Кологривову видный монархический деятель, священномученик о. Иоанн Восторгов.

— 1917 г.  «Законодательный акт» Временного правительства

Временное правительство приняло постановление, подготовленное министром юстиции А. Керенским при участии членов политического бюро при еврейских депутатах 4-й Государственной думы…

Этим законодательным актом (опубликован 22 марта) отменялись все «ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности». Это был, по существу, первый крупный законодательный Акт Временного правительства. По просьбе политического бюро (при еврейских депутатах) евреи в постановлении не упоминались.

— 1917 г. Постановление Св. Синода

Постановление Св. Синода об увольнении на покой: митрополита Петроградского Питирима (Окнова), митрополита Московского Макария (Невского), архиепископа Тобольского Варнавы (с назначением еп. Гермогена), архиепископа Сарапульского Амвросия.

В дальнейшем уволено еще восемь архиереев, поставление которых было связано якобы с влиянием Распутина.

— 1926 г.  Поддержка митрополита Сергия (Страгородского)

25 русских архиереев, находившихся на свободе, обратились с посланием к митрополиту Сергию, в котором выражено полное согласие с его прещениями против “григорьевцев”. Правота митрополита Сергия в его действиях против самозваных претендентов на высшую церковную власть нашла поддержку большей части епископата, духовенства и мирян.

 — 1943 г.  Советские войска пересекают границу Румынии

Следующий день 3 апреля →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *