19 апреля

6 апреля по старому стилю

— Евтихий и Ерёма. Евтихий Тихий

По этому дню судили об урожае хлеба. Если Евтихий тихий — к урожаю ранних хлебов, а когда Евтихий ветром бьет — колос собьет. Ерёма — пролётный ярится, ветром грозится — не сей рано яровици: семян не соберёшь.

На Евтихия яблони зацветают. Яблони всегда были в русском фольклоре символом девичьей красоты и невинности. В свадебных песнях с яблонькой часто сравнивают невесту.

— 885 г. † Святой равноапостольный Мефодий

Учитель Словенский. Происходил из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (в монашестве – Кирилл) – самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, Болгарским, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия).

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на своего достойного преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

— 1722 г. Указ Императора Петра I

О сбережении лесов. Указом для управления лесами в обжитых районах — «в Петербурге, в Москве, в Казани, на Воронеже, на Рязани, во Брянску, в Новогороде, в Смоленске, в Муроме» были созданы специальные органы — вальдмейстерства (от немецкого wald — лес). В подчинении вальдмейстеров находились унтер-вальдмейстеры (их число определялось «по пропорции величества места») и лесные надсмотрщики. Всей службой «для особливаго смотрения и бережения лесов» руководил обер-вальдмейстер «под дирекцией Адмиралтейства» — и этим снова подчеркивается главная задача вальдмейстерств: сбережение ценных лесов для нужд кораблестроения.

Председатель Лесного общества В. Т. Собичевский, выступая 2 марта 1896 года на торжественном заседании по случаю 25-летия общества, охарактеризовал Петра Великого как «первого русского древовода и лесовода» — так огромна была его роль в организации лесного дела в России.

— 1794 г. Польский мятеж под руководством Костюшко

В четверг на Страстной седмице поляки решили умертвить всех русских находившихся в Польше. Рано утром на улицах Варшавы началось неслыханное кровопролитие. В Варшаве было убито более двух тысяч русских; тоже самое происходило в Кракове, Вильне, Люблине.

— 1799 г. † Безбородко Александр Андреевич

Государственный деятель, дипломат, государственный канцлер (1797 г.), обер-гофмейстер (1793 г.), светлейший князь (1797 г.). В 1765 г. был причислен к Канцелярии президента Коллегии Малороссийской и генерал-губернатора Малороссии П. А. Румянцева.

Во время русско-турецкой войны 1768—74 гг. в составе 1-й армии командовал рядом полков, в составе 2-й армии отличился в сражениях при Ларге и Кагуле, в штурме Силистрии; в качестве управляющего экспедицией походной канцелярии Румянцева вел его секретную переписку. По рекомендации Румянцева в 1775 г. был назначен секретарем Императрицы Екатерины II (до 1796 г.).

При участии Безбородко был заключен договор о признании Турцией присоединения к России Таврии и Крыма (1783 г.) и др. Постоянно сопровождал императрицу в ее поездках. С апреля 1786 г. являлся членом Совета при Высочайшем дворе, заняв в нем исключительное положение; объявлял Совету волю Императрицы Екатерины II, докладывал ей о заседаниях, был докладчиком Совета по всем важнейшим делам. Сопровождал императрицу в путешествии на юг России (1787 г.), во время которого всем российским послам было предписано отправлять доклады на его имя.

Заключил Верельский мир 1790 г. и Ясский мир 1791 г.

После смерти Императрицы Екатерины II вместе с генерал-прокурором графом А. Н. Самойловым осуществлял разборку ее личных бумаг. При Императоре Павле I сохранил первенствующее положение в Коллегии иностранных дел, в 1797 г. совместно с князем А.Б. Куракиным был уполномоченным при заключении договора с орденом Иоанна Иерусалимского. В этом же году стал сенатором. Был единственным из приближенных Императрицы Екатерины II, до конца жизни сохранивших расположение Императора Павла I.

— 1885 г. 1000-летие памяти Просветителей славян

Празднование в России 1000-летия памяти Кирилла и Мефодия – просветителей российских.

— 1903 г.  Еврейский погром в Кишиневе

В первый день Пасхи, на городской площади Кишинева возникли инциденты между евреями и христианами и затем, в какие ни будь полчаса, значительная часть города была охвачена беспорядками: громили и грабили еврейские магазины, а затем и дома.

Когда порядок восстановился, выяснилось, что 45 евреев было убито, 74 — тяжело ранено, а легко пострадало около 350 человек. Разгромлено было 700 жилых домов и 600 магазинов.

Такого погрома в России не было свыше двадцати лет. Беспорядки в Шполе (1897 г.), в Николаеве (1899 г.), сводились к разграблению еврейских лавок; тут же была пролита кровь…

Кишиневский погром был использован врагами русской власти, как сильнейшее средство политической борьбы. Бездействие и растерянность местных властей были тотчас же истолкованы, как пособничество. Больше того: была выдвинута версия, будто этот погром был сознательно допущен — а затем уже прямо говорили: организован — министром внутренних дел!

— 1906 г. II Всероссийский Съезд Русских Людей

Проходил в Москве с 6 по 12 апреля. Предлагал приравнять евреев к иностранцам, полностью закрыть им доступ в государственные и общественные учебные заведения (с разрешением учиться только в еврейских), не допускать евреев на государственную и воинскую службу, заменив ее уплатой военного налога, удалить евреев из печати, строго соблюдать черту оседлости.

— 1914 г. Пасха. Светлое Христово Воскресение

Царь Николай II христосовался с подданными. Весну 1914 г. царская семья проводила в Крыму, в Ливадии. Несмотря на оторванность от столицы, процедура христосования на Пасху осталась без изменений. 6 апреля после заутрени Царь «христосовался со всеми в церкви». После обедни пошли разговляться в столовую. Легли спать в 3 часа ночи. Днем началось первое «большое христосование» – 512 человек. На следующий день состоялось второе большое христосование с охраной – 920 человек. Процедура продолжалась час.

— 1918 г. † Савва Мамонтов

Русский предприниматель и меценат.

 — 1966 г. † Схимонах Севастиан Карагандинский

В миру Степан Васильевич Фомин. Из крестьян Орловской губ. С 1909 г. в скиту Оптиной пустыни (с 1917 г. монах). В 1927 г. Севастиан принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 г. отец Севастиан приехал в г. Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 г. по 1933 г., вплоть до своего ареста.

В 1933 г. Севастиана арестовали. На допросе он заявил: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, т. к. этим уничтожается Православная вера». Его приговорили к 7-летнему заключению, на лесоповал.

Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно… Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретете». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нем роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

Погребен был на Михайловском кладбище. После канонизации мощи его перенесены в церковь Рождества Богородицы г. Караганды.

— 1982 г. † Архимандрит Серафим Белгородский

В миру Димитрий Александрович Тяпочкин. Из дворян Варшавской губ. Окончил духовное училище, а затем семинарию и академию.

В 1920–41 гг. переходил из храма в храм, зачастую совершал свои службы втайне, за что был осужден на 10 лет лагерей. Здесь старец продолжал исполнять свой пастырский долг, вел беседы с заключенными, крестил новообращенных, исповедовал, отпевал умерших.

На свободу старец вышел в 1955 г. и стал служить в Петропавловской церкви г. Самары. В этом городе в 1956 г. при его участии благополучно разрешилось т. н. «Зоино стояние». С 1961 г. до своей смерти о. Серафим был настоятелем Никольского храма в с. Ракитное Белгородской обл.

В 1977 г. батюшка пророчески сказал по поводу нестроений, ожидающих наше Отечество: «У славянских народов единая судьба, и еще скажут свое веское слово преподобные отцы Киево-Печерские — они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят Союз трех братских народов».

Могила старца Серафима находится рядом с церковью свт. Николая в с. Ракитное Белгородской обл.

Следующий день 20 апреля →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *