3 мая

20 апреля по старому стилю

 — Федор Власяничник

 Окликание родителей, Власяничник, Родовые угорья, народное название дня преподобного Феодора Трихины.

 Власяничником этот день назван потому, что св. Феодор во время своей подвижнической жизни носил одну власяницу. Считалось, что в этот день покойники тоскуют по земле, а потому полагалось ходить на могилы и оплакивать их разного рода причитаниями. В этот день посещали кладбища. Вспоминая усопших, разделяли с ними трапезу, оставляли на могилах съестное. Если день Федора падал на субботу, она называлась Родительской.

 На Федора Власяничника русские также вспоминали святого мученика младенца Гавриила, «жидами умученного». Хасидские сектанты похитили младенца и после ритуальных пыток распяли на кресте. Умертвив его, злодеи бросили тело в поле. В течение трех дней собаки оберегали его от зверей, пока тело не было найдено и захоронено. Через 30 лет мощи Гавриила были обретены нетленными и в 1775 г. перенесены в Слуцкий монастырь.

— 1113 г. Вступил на великокняжеский престол Владимир Мономах

Один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый серьезный реформатор.

В 60 лет став великим князем, энергичный и умный Владимир правил твердой рукой, не допуская усобиц, с помощью своих сыновей. При Владимире и его сыне Мстиславе был создан наиболее полный свод законов – «Пространная Русская Правда», трактовавший вопросы собственности, наследования, правового положения женщин, ограничивавший права князя по отношению к боярству и тому подобное.

— 1642 г. † Пожарский Дмитрий Михайлович

Князь, освободитель земли Русской от польского ига.

Дмитрий Михайлович Пожарский родился 20 апреля 1578 г.,  один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в Смутное время XVII в. Происходил из обедневшего княжеского рода Рюриковичей, потомки которого превратились в рядовых вотчинников, носивших фамилию по своей вотчине «Пожар». Пожарский участвовал в организации Первого ополчения, в марте 1611 г. – в восстании москвичей против интервентов, был ранен. В конце 1611 г. совместно с К. Мининым возглавил Второе ополчение, освободившее Москву в октябре 1612 г. и прославившее Пожарского как героя, которого даже предлагали в числе кандидатов на царский престол на Земском соборе 1613 гг.

— 1690 г. † Мученик младенец Гавриил Белостокский

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский) родился в 1684 г. в деревне Зверки Гродненского повета в семье православных родителей Петра и Анастасии Гавдель. В 1690 году, в день, когда родителей не было дома, младенец был увезен в Белосток евреем-арендатором, где и претерпел мученическую кончину. Как свидетельствует издание в Почаевской Лавре житие святого, невинного ребенка страшно мучили: Гавриила пригвоздили к стене за руки и ноги; сделав рану в боку, стали выпускать кровь из тела. Затем нанесли множество надрезов на всем теле. Тело умерщвленного младенца изуверы выбросили в поле. Три дня собравшиеся возле него собаки отгоняли от него хищных птиц. По их лаю, несчастные родители нашли тело своего сына, совершенно не подвергшееся разложению. И через 30 лет после погребения мощи святого Гавриила остались нетленными.

Особенно многолюдным было торжество в честь Святого в 1914 г. Императору Николаю II была послана телеграмма: «В лице ныне прославляемого мученика Гавриила Белоруссия вспоминает свои вековые страдания, ослабу от которых она имеет только от Самодержавных обладателей Земли Русской, посему о Них всегда горячо молится и ныне в священный день памяти умученного младенца умиленно просит Господа услышать мольбы многотысячного собравшегося сюда народа и сохранить Помазанника Своего Государя нашего в здравии и долгоденствии».

В 1915 г. во время Германской войны ковчег с мощами был перевезен в Москву и водворен в Храме Василия Блаженного. Настоятель храма священномученик прот. Иоанн Восторгов в июне 1918 г. был арестован и расстрелян за антисемитскую пропаганду. Главными доказательствами являлись тропарь и кондак, выгравированные на раке:

Тропарь, гл.5: «Святый младенче Гаврииле, ты, за прободенного нас ради от иудей, люте от о нех же в ребра прободен был беси, и, за источившаго кровь Свою за нас, все тело твое на источение крове в лютыя язвы предал еси: ныне же во славе вечней с Ним вселился еси. Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою, прося нам здравие телеси и спасение душам нашим»

Кондак, гл. 6: «Отечество твое Зверки бысть мучиниче Христов Гаврииле, иде же от истых зверей – иудеев восхищен: абие родителей лишен еси, таже вся поряду люте претерпев, в отечество Небесное преселился еси. Восхищай и нас зде от всяких напастей и скорбей и умоли, молим тя, улучити вечное наследие твое»

26 ноября 1919 г. мощи изъяли. Перед Великой Отечественной войной, при неясных обстоятельствах, их вернули в Слуцк, затем перевезли в Минск и, наконец, в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 г. 21-22 сентября состоялась их торжественное перенесение в Белосток (Польша), в кафедральный собор Свт. Николая.

Святой Гавриил считается покровителем больных детей, особенно страдающих язвами и кровотечением.

— 1700 г. Указ Царя Петра I

О передаче строительства кораблей Государству, т.к. качество кораблей строившихся «кумпанствами» было низкое, а кумпанства должны были вносить лишь денежные средства.

— 1870 г. † Великий Князь Александр Александрович

Брат Царя – Мученика Николая II.

Скончался от простуды в 15.30 на руках Великой Княгини Марии Федоровны. Отец младенца записал в дневнике: «Боже, что за день Ты нам послал и что за испытание, которое мы никогда не забудем до конца нашей жизни, но «Да будет Воля Твоя, Господи», и мы смиряемся пред Тобой и Твоею волей. Господи, упокой душу младенца нашего, ангела Александра». Брат почившего двухлетний Вел. Кн. Николай (Будущий Царь-Мученик) воспринял известие спокойно, прощаясь с Александром, поцеловал его в лоб и положил на почившего красную розу.

— 1932 г. † Скворцов Василий Михайлович

Тайный советник, известный миссионер, общественный деятель, участник монархического движения, издатель газеты «Колокол».

Из семьи священника. Окончил Киевскую Духовную академию, преподавал в Казанской Духовной семинарии.

Широкую известность в правых кругах он получил во время общественного возбуждения, связанного с отпадением от Православной Церкви графа Л. Н. Толстого. Скворцов издал специальную книгу, обличающую зловерие графа, которая выдержала 3 издания. В 1906 г. Скворцов основал ежедневную церковно-политическую газету «Колокол», издавал и редактировал ее, а с 1910 г. издавал популярное приложение к газете «На каждый день православному христианину».

Он был давним членом Русского Собрания, где состояла и его жена Юлия Александровна. На Третьем Всероссийском Съезде Русских Людей в Киеве 1—7 октября 1906 г. выступил с речью «О необходимости борьбы с жидовской печатью», в которой отмечал, что «пресса в огромном большинстве в руках евреев».

В 1915 г. вышел в отставку в чине тайного советника.

После октября 1917 г. Скворцов эмигрировал, жил в Югославии, был председателем русской колонии в Пангеве. Умер в Сараево.

— 1990 г. † Патриарх Пимен (Извеков)

В миру Извеков Сергей Михайлович, патриарх Московский и всея Руси. Родился в с. Богородском близ Москвы. С 1927 г. в монашестве. В духовном сане с 1930 г. (иеродиакон, иеромонах).

В 1937 г. был арестован, отбывал заключение в Средней Азии. В 1941–43 гг. на фронте. В 1944 г. снова арестован. В 1946 г. освобожден, служил игуменом в Муроме, монашествовал в Одессе. С 1949 по 1953 гг. наместник Псково-Печерского монастыря. В 1954–57 гг. настоятель Троице-Сергиевой лавры.

С 1957 г. епископ, в 1960–61 гг. управляющий делами Московской патриархии, член Священного Синода. С 1961 г. митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1963 г. митрополит Крутицкий и Коломенский.

В 1971 г. избран патриархом Московским и всея Руси. В 1988 г. председательствовал на Соборе, одобрившем новый Церковный Устав.

Завещание патриарха Пимена:

1. Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.

2. Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос — наш путь, истина и жизнь (ср.: Ин 14, 6). Без Христа не будет России.

3. Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.

4. Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Веленскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.

Следующий день 4 мая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *