6 мая

23 апреля по старому стилю

— Егорий вешний

Народное название дня Великомученика Георгия Победоносца. Этот день считался началом весны.

«Пришел Егорий — и весне не уйти!», «Юрий на порог — весну приволок!», «Не бывать весне на Святой Руси без Егорья!», «Чего-чего боится зима, а теплого Егорья — больше всего!», «Апрель — пролетний месяц — Егорьем красен!» — можно услышать во многих областях России. «Егорий-вешний и касатку не обманет!» (по примете, начало прилета касаток-ласточек), «Егорий Храбрый — зиме ворог лютый!», «Заегорит весна (перейдет за день св. Георгия Победоносца), так и зябкий мужик шубу с плеч долой!», «Не верила бабка весне, а пришел батюшка Егорий, — и ее, старую, в пот бросило!».

Если выдастся этот день апреля теплый и ясный, быть, по примете, двадцать второму дню мая с зеленой понизью: «Егорий с теплом — Никола с кормом!» — говорили крестьяне. «Егорий с водой (с росой), Никола с травой!» прибавляют они к этому, продолжая: «Егорий с летом — Никола с кормом!», «Егорий с ношей (с кузовом), Никола с возом!», «Егорий-вешний везет корму в тороках, а Никола—возом!», «На Юрья роса — не надо коням овса!»

Народный опыт советовал с весеннего Егорьева дня «запасать» (выгонять на пастьбу) коров, оставляя коней ждать этого привольного корма до Николы.

«Сей рассаду до Егорья, — говорили огородники, — будет капусты доволе!» Если закукует вещунья — бездомница-кукушка «до Егорья», — это, по народной примете, не к добру: надо тогда ждать либо недорода хлебов, либо скотину станет валом-валить.

 — 303 г. † Великомученик Георгий Победоносец

Великомученик – родом из Бейрута, был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Поступив на военную службу в римскую армию, будущий великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Однако воспротивился его гонениям на христиан и принял мученическую кончину. Неверующий человек спросит: а в чем же тут его победа, почему он Победоносец? Его называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, особенно воинам. На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам св. великомученика Георгия.

Необходимо также сказать об одном очень распространенном заблуждении относительно образа св. Георгия в древнерусской геральдике. До сих пор можно встретить утверждения, что именно св. Георгий изображался периодически с XIII в. и постоянно с кон. XV в. на русских монетах, печатях и гербах. На самом деле, всадник с мечом или копьем, столь популярный в древнерусской геральдике, происходил из религиозных представлений древних предков славян и означал некоего «ездеца», светского воина-всадника, а не св. Георгия. Более того, в XVI–XVII вв. образ «ездеца» начал трактоваться как символ и изображение Государя—Царя всея Руси.

Лишь иностранцы называли всадника русского герба св. Георгием. Впервые этого всадника назвал св. Георгием Петр I в собственноручной записке, датированной 1710-ми. С этого же времени образ св. Георгия, побеждающего дракона, становится гербом Москвы.                       

— 303 г. † Мученица Царица Римская Александра

Александра – с греческого значит мужественная. Св. мученица Царица Александра – супруга царя Диоклетиана. Она, хотя и была христианкой, но хранила это в тайне. Видя в Никомидии твердость св. Великомученика Георгия среди мучения, она решила, что теперь пора открыто засвидетельствовать свою веру во Христа. Немедленно св. Царица отправилась к месту мучений св. Георгия и припав к его ногам, она во всеуслышание исповедала веру в истинного Бога и обличила суетность и пагубу идолослужения. Озлобленный Диоклетиан осудил св. Царицу вместе с Великомучеником на смертную казнь. Она первая Императрица, ставшая христианской мученицей. По тайне промысла Божия, имя последней русской православной Императрицы было также Александра.

— 971 г. Осада болгарской крепости Доростол

Византийский император Иоанн Цимисхий собрал огромное войско и новый флот. С помощью флота весной 971 г. он занял устье Дуная и отрезал Киевского Князя Святослава Игоревича в Болгарии от далекой Руси. Сухопутная армия византийцев двинулась в Болгарию.

С тяжелыми боями дружины Святослава отошли к крепости Доростол. Под стенами крепости они дали бой грекам, отбив за день 12 атак. 22 июля 971 г. начался последний бой. Собрав воинов, Святослав произнес знаменитые слова: «Мертвые сраму не имут». Когда воины Святослава начали одолевать в упорной и долгой сече, поднявшийся сильный ветер ударил им в лицо, запорошив глаза песком и пылью. Князь вынужден был отступить и начать переговоры о мире. Заключив мир, Святослав пошел к Киеву и был убит на обратном пути печенегами.

— 1185 г. Начало похода на половцев Князя Игоря

Этот поход князя Игоря Северского воспет летописцем в знаменитом «Слове о полку Игореве».          

— 1610 г. † Скопин-Шуйский Михаил Васильевич

Велика заслуга воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского (1586–1610 гг.) в Смутное время. Племянник Царя Василия Шуйского, несмотря на свою молодость, обладал «многолетним разумом» и душевным благородством. Он не был заносчив перед низшими, отличался скромностью и не запятнал себя с целью выдвижения ни единым доносом. 2 декабря 1606 г. 20-летний князь разбил войско мятежника Болотникова, а затем показал себя выдающимся военачальником при освобождении русской земли от иноземцев и помогавших им бунтовщиков. Взятием Орешка, Твери и Торжка он очистил север от интервентов.

Его похоронили в Архангельском соборе, посреди царей и великих князей Московского государства.

— 1883 г. Император Александр III узаконил триколор как «русский флаг»

Триколор стал флагом вместо утвержденного Императором Александром II черно-желто-белого. Сам чёрно-жёлто-белый флаг не был официально отменен, с этого момента он считался династическим флагом царствующего дома Романовых. И в России, по сути дела, после 1883 года существовали два национальных флага. Однако либеральные противники самодержавия своим знаменем выбрали именно триколор, напоминавший дорогие их сердцу масонские идеалы «свободы, равенства и братства».

У сторонников чёрно-жёлто-белого флага одним из главных был тот довод, что «символы Российской империи не должны уподобляться конституционной Голландии и республиканской Франции», а также понятие, что «царское и народное знамя должны быть едины».

— 1896 г. † Колпаковский Герасим Алексеевич

Колпаковский Г.А. родился 4 марта 1819 года в дворянской семье потомственных военных на Украине, Харьковской губернии. Офицер с 1841 года. Служил в пехотной армии под началом Н.Н. Раевского (1771-1829 г.) на Кав­казе, участник русско-венгерской войны (1849 г.).

В 1858 г. майор Колпаковский назначается начальником Алатавского округа (прибыл к месту службы в укрепление Верное 4 июля 1860 года). В известном Узун-Агачском деле за подвиг, совершенный 21 октября 1860 года на реке Каракастек, Колпаковскому присвоены звание полковника и орден Св. Георгия 4-й степени, с правом ношения на папахе особого воинского знака «За отличие в 1860 году». 23-24 октября 1862 года Колпаковский руководил экспедицией в пойме реки Шу, за взятие Пишпека 23-24 октября 1862 года произведен в генерал-майоры. За победу в Кульджинском походе 16-22 июня 1871 года Колпаковский получил генерал-лейтенанта, с вручением ордена Св. Георгия 3-й степени. 8 марта 1865 года Колпаковский назначен военным губернатором Семипалатинской области (выехал из укрепления Верное 7 января того же года).

В 1867 году Колпаковский назначается военным губернатором области, коман­дующим войсками и наказным атаманом вновь сформированного Семиреченского казачьего войска. В 1873-82 гг., в связи с болезнью Кауфмана, Колпаковский неоднократно исполнял обязанности губернатора Туркестана.

26 марта 1881 г. Колпаковский назначен Степным генерал-губер­натором и командующим войсками Омского военного округа, наказным атаманом Сибирского казачьего войска (с 1889 г. — почетный член войско­вого сословия). В 1885 г. он произведен в генералы от инфантерии. 25 октября 1889 г. Колпаковский назначается членом Военного Совета и уезжает в Петербург. Колпаковский — кавалер многих высоких воинских и граждан­ских наград России. Георгиевские кресты он завещал Больше-Алматинскому станичному казачьему Собору. Ему был пожалован также орден Св. Алек­сандра Невского (1883 г.), с бриллиантовыми знаками (1891 г.). Орден принадлежал Троицкому Собору в Александро-Невской лавре Петербурга, за алтарем которого и был погребен Герасим Алексеевич Колпаковский после смерти.

Колпаковский скончался 23 апреля 1896 года в возрасте 77 лет, после тяжелой и продолжительной болезни. Умирая, он завещал хранить в церквях Верного и Узун-Агача свои ордена святого Георгия Победоносца. Воля генерала от инфантерии была выполнена, и в ноябре 1899 года награды эти были переданы. Тремя днями позже его тело было погребено с военными почестями на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге, месте захоронения русских полководцев, деятелей литературы и искусства, рядом с могилой его супруги Мелании Фоминичны (скончалась 28 декабря 1895 г.). По православному обычаю Герасима Алексе­евича отпели в церкви Св. Духа. Богослужение совершил протопресвитер военного и морского ведомства А. А. Желобовский. Погребение было прове­дено высокоторжественно под залпы 6 орудий 2-й артиллерийской бригады, под звуки военного оркестра лейб-казаков и батальона лейб-гвардии Павлов­ского полка, при спущенных боевых знаменах.

— Именины Императрицы Александры Федоровны

Из дневника Государя за 1895 г.: «Именины моей ненаглядной Аликс! В первый раз и ей самой странным казалось справлять новый для нее праздник. После кофе принимали всех садовников с фруктами и цветами, а также большую депутацию от людей Двора, кот. поднесли каждому из нас по иконе. В 10 ¾ приехала Мама из Петербурга и мы отправились к обедне, куда съехалось все семейство».

В последний раз Царственные Мученики отмечали именины Императрицы в Екатеринбурге в 1918 г.: «Второй раз взаперти провели именины дорогой Аликс, но на этот раз не всей семьей» (из дневника Государя).

— 1906 г. Император Николай II провозглашает Основной закон Российской Империи

Основной закон подтверждал приверженность России принципам Самодержавия.

«Манифестом 17 октября 1905 года Мы возвестили об осуществлении Нами законодательной власти в единении с представителями народа и о даровании населению незыблемых основ гражданской свободы.

Установив новые пути, по которым будет проявляться самодержавная власть Всероссийских монархов в делах законодательства, Мы утвердили манифестом 20 февраля сего года, порядок участия выборных от народа в сих делах и определили временными правилами условия пользования населением гражданскою свободою.

Вместе с тем, в видах укрепления основ обновляющаго государственнаго строя, Мы повелели свести во едино постановления, имеющия значение основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область пранадлежащей Нам нераздельно власти Верховнаго государственнаго управления от власти законодательной».      

— 1945 г. День Победы над иноплеменными

Война с фашистской Германией победно закончилась фактически 6 мая – в день св. Великомученика Георгия Победоносца, покровителя Русского войска. И уже 7 мая в 2:41 ночи в Реймсе, был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Пасха Христова в 1945 г. также выпала на этот день. Таким образом Господь ясно указал на Свое покровительство русскому народу и тот спасительный путь, по которому следует ему идти в истории. Но чтобы не связывать Победу с фактом помощи Божией и Его Святым, а приписать ее чисто человеческим заслугам, официально день Победы назначен на 9 мая.

Армия же на Руси всегда пользовалась особой народной любовью, а воинская служба считалась делом чести и воинского долга. Вот как отвечал свят. Кирилл, просветитель славян, на вопросы магометан о воинах – христианах: «Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Св. Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, — охраняют Отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику Святых Мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».

Итак, воинская служба в православном государстве есть служение Самому Богу, и воины суть истинные слуги Господни, назначаемые промыслительной волей Божией к водворению в обществах человеческих порядка, правды и законной власти, к защищению невинных и обидимых, к обузданию непокорных и злых.

— 1987 г.  Акция общества «Память»

В день св. Георгия Победоносца «Память» вместе с членами ВООПИК и других патриотических организаций провела патриотическую демонстрацию на Манежной площади. Участники демонстрации добились встречи с первым секретарем МГК КПСС Б. Ельциным. Около 500 человек прошли от Манежной площади к Моссовету, где в Мраморном зале встретились с Ельциным. На встрече выступил Д. Васильев, В. Емельянов, В. Шумский. Их выступления носили национал-большевистский характер.

— 1998 г. Возвращение Порт-Артурской иконы

Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы», после исчезновения в 1905 году,  пребыла из Иерусалима в Богоспасаемый град Владивосток.  

Следующий день 7 мая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *