9 мая

26 апреля по старому стилю

— Глафира Горошница

В этот день сажали горох и заговаривали его, чтобы уродился на славу. Продолжали раннюю посадку картофеля.

— 1396 г. † Епископ Пермский Стефан

Святитель Стефан был собеседник и друг Преподобного Сергия Радонежского. Он был родом из Устюга. Пострижен в Ростовском Григорие-Богословском монастыре. Отсюда он и ходил в монастырь Троицкий для духовного собеседования с Сергием. В 1375 году он, по благословению Епископа Коломенского, отправился в Пермь для обращения тамошних язычников в Христианство и весьма много успел в сем деле Апостольского служения.

Труды святого Стефана останутся незабвенными в истории. Он не успел обратить ко Христу всех жителей Двинской области, но обратил весьма многих пермян и изобретением пермских букв, переводами церковных книг на пермский язык, церквами и монастырями, основанными в разных местах, распространением грамотности и некоторого образования в стране и приготовлением достойных пастырей и учителей веры из среды самих пермян упрочил навсегда успехи православной Церкви в этой стране.

В 1395 году святитель Стефан отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле. Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.

Прославление святителя Стефана началось еще в начале ХV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.

— 1654 г. Русское войско выступило из Москвы на войну с Поляками

— 1717 г. Визит Царя Петра I в Париж

В сопровождении пятнадцати гвардейцев кортеж из шести карет въехал в Париж вечером 26 апреля.

Толпы народа стояли вдоль дороги, начиная от Сен-Дени. Улицы Парижа, по которым проезжал царский поезд, были иллюминированы. Люди толпились на улицах, выглядывали из окон. Но увидеть царя любопытствующие не могли, поскольку уже стемнело.

Около 9 часов вечера Царь Петр прибыл в Лувр, где для него были приготовлены парадные апартаменты, принадлежавшие прежде королеве-матери. Ему предложили «самую богатую и красивую постель в мире», которую мадам де Ментенон когда-то заказала для «короля-солнца». В одном из залов было накрыто два стола на 60 кувертов каждый. Роскошь обстановки и огромное количество свечей, горевших в люстрах и жирандолях, буквально ослепили Царя, но не произвели на него того впечатления, на которое рассчитывала встречающая сторона. Царь Петр осмотрел роскошные помещения и лишь слегка отведал королевских угощений: он попросил кусок хлеба и репы, попробовал пять или шесть сортов вина и выпил два стакана пива, но не захотел расположиться в Лувре, который ему «за великостью не понравился».

По предварительной договоренности для Петра кроме помещений в Лувре приготовили один из частных домов, где бы он мог разместиться со своей свитой, — отель Ледигьер (Lesdiguières). Последний и стал местом постоянного пребывания Царя и его свиты в Париже.

— 1727 г. Указ Императрицы Екатерины I

О высылке жидов из России и наблюдении, дабы они не вывозили с собою золотых и серебряных Российских денег.

Сего Апреля 20, Ее Императорское Величество указала: жидов, как мужеска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других Российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно, и впредь их ни под какими образы в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко; а при отпуске их смотреть накрепко ж, чтобы они из России за рубеж червонных золотых и ни каких Российских серебряных монет и ефимков отнюдь не вывезли; а буде у них червонные и ефимки или какая Российская монета явится и за оные дать им медными деньгами.

— 1755 г. Открытие Московского университета

— 1779 г. Рождение Великий Князь Константина Павловича

Второй сын Императора Павла I. Участник походов А. В. Суворова (1799-1800 гг.), Отечественной войны 1812 г. С 1814 г. фактический наместник Царства Польского. Тайный отказ Константина Павловича от прав на российский престол создал после смерти Императора Александра I обстановку, использованную декабристами для восстания 14 декабря 1825 г.

— 1907 г. Икона Покрова Монархическая

Образ Покрова Пресвятой Богородицы, специально написанный иконописцем В.П. Гурьяновым при участии В.М. Васнецова для Съездов Объединенного русского народа. Икона была освящена 26 апреля в Успенском соборе Кремля в день открытия IV Всероссийского съезда Объединенного русского народа в Москве 26 апр.—1 мая 1907 г.

Перед 1917 г. икона Покрова Богородицы монархическая, по-видимому, осталась в Москве в Князь-Владимирском храме Епархиального дома, где настоятелем был о. И. И. Восторгов.

— 1907 г. Послание делегатов Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа Императору Николаю II

Делегаты Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа, проходившего в Москве 26 апр.—1 мая 1907 г., направили особенно трогательную депешу Государю Императору Николаю II. В ней были такие слова: «Царь наш и Отец! Мы шлем Тебе весть о том, что растет и ширится и крепнет русская сила; что возрастают в числе патриотические союзы, стоящие за Веру Православную, Царя Самодержавного и Русскую народность; что все мы готовы умереть за Тебя… Живи и царствуй в силе и славе наш Царь-Самодержец и нас благослови служить Тебе и России под знаменем Святой веры и во имя верноподданнического долга. Мы за Тебя Бога молим».

Государь ответил монархистам: «Искренно благодарю членов Четвертого Всероссийского Съезда Русских Людей за горячие чувства любви и преданности, желаю им мирной и плодотворной работы на пользу нашей дорогой, многострадальной Родины».

— 1918 г.  Декрет ВЦИК во главе с Лениным

«Декрет о предоставлении народному Комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими».

Трудовое крестьянство подвергалось жестокому террору: «…владельцы хлеба, имеющие излишки хлеба и не вывозящие их на станции и в места сбора и ссылки, объявляются врагами народа и подвергаются заключению в тюрьме на срок не ниже 10 лет, конфискации всего имущества и изгнанию навсегда из общины».

— 1945 г. День Победы

Великая победа над Германией и ее сателлитами, ставившими цель уничтожения Русского государства и переселения остатков русского народа за Урал.

В этом противостоянии русский народ показал свою мощь и непобедимость в масштабах гораздо больших, чем разгром Наполеона в 1812 г.

Победоносные русские войска стремительно прошли через всю Европу – Пруссию, Чехословакию, Польшу, Венгрию, Румынию. Демонстрация небывалой военной мощи – и Берлин взят. В душе многих русских это был достойный реванш за унижения в Первой мировой войне и революции. Радость за русские победы соединились с чувством русской великодержавности, радостью за новые границы и возвращенные территории.

В сознании русских людей виделась огромная непобедимая Россия, от Ледовитого океана до Индийского, гроза пограничных сильных держав, покровительница малых, сестра родная всех славян… и Москва как всемирный центр Православия, – грандиозная программа национальных чаяний, казалось, теперь может развернуться со всей убедительностью исторической реальности…

Россия вознесена на вершину военной славы и справилась с врагом благодаря чьей-то железной воле, жестокость которой многим бы хотелось оправдать пользой. «Да, да… но национальные задачи могут, по произволению Божию, выполняться путями, нам не ведомыми… – убежденный в этом, говорит Евлогий. – России сейчас возвращается все, что мы утратили во время революции. Пожалуй, и основной славянский вопрос разрешится – вековая задача… вековая задача, завещанная предками… Политика ведется национальная, отвечающая интересам России».

Россия вернула большую часть того, что было потеряно в результате революции. Кроме того, в ее состав возвратились исторические русские земли в Галиции, Буковине, Бессарабии и др. Большая часть Русского народа (включая малороссов и белорусов) снова стала единым целым в одном государстве, что создавало предпосылки соединения их в единой Церкви. Выполнение этой исторической задачи стало главным положительным итогом войны. Победа русского оружия создала благоприятные условия для славянского единения. На каком-то этапе славянские страны объединились с Россией в нечто вроде братской федерации. Народы Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии на какой-то период осознали, насколько важно славянскому миру держаться вместе в борьбе с посягательствами Запада на славянские земли.

По инициативе России Польша получила Силезию и значительную часть Восточной Пруссии, из которой город Кенигсберг с окружающей его территорией перешел во владение Русского государства, а Чехословакия вернула себе захваченную ранее Германией Судетскую область.

Согласно решению Потсдамской конференции «впредь до окончания решения территориальных вопросов при мирном урегулировании границы России с территорией бывшей Восточной Пруссии устанавливались от пункта на восточном берегу Динцигской бухты к востоку – севернее Браунсберга – Гольдапа к стыку границ Литвы, Польской Республики и Восточной Пруссии».

Победа над Германией далась России огромной ценой. Русский народ и братские ему народы нашего Отечества заплатили за это жизнями 47 млн. людей (включая прямые и косвенные потери), из них примерно 37 млн человек составляли собственно русские (включая малороссов и белорусов).

Больше всего погибло не военных, непосредственно участвовавших в боевых действиях, а гражданских лиц, мирного населения нашей страны. Безвозвратные потери русской армии (убитые, умершие от ран, пропавшие без вести, погибшие в плену) составили 8 млн 668 тыс. 400 человек. Остальные 35 млн погибших – это мирное население, которое германские оккупанты уничтожали с особой жестокостью.

— 1994 г. Установлен день поминовения

Поминовение усопших воинов, за Веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября – 2 декабря 1994 года) установлено ежегодное поминовение усопших воинов и всех страдальчески погибших в годы войны.

Следующий день 10 мая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *