12 мая

29 апреля по старому стилю

— Мемнон

Девять мучеников Кизических, народное название дня преподобного Мемнона чудотворца и Девяти мучеников Кизических.

Преподобный Мемнон Чудотворец с юности подвизался в Египетской пустыне. Тяжелыми постническими трудами достигал он победы духа над плотью.

Став игуменом одного из египетских монастырей, мудро и осторожно руководил братией. Помогая им молитвой и советом преподобный не прекращал своих подвигов и в борьбе с искушениями.

Непрестанной молитвой и трудом он получил дар прозорливости: по его молитве в пустыне открылся источник воды, погибла саранча, губившая посевы; терпевшие кораблекрушение, призвав его на помощь, спасались. По смерти святого одно лишь призывание его имени прогоняло саранчу и разрушало любые козни духов злобы.

В народных поверьях этот день соединял память о св. Мемноне, чудотворце, с Девятью мучениками Кизическими. Русские считали, что св. Мемнон помогает избавиться от страданий, мучений и болезней. Чтобы приобрести душевный покой, следовало в этот день обратиться к Мемнону с просьбой и все напасти из дома, деревни, села изгнать.

Напасти эти — воплощение нечистой силы. Изгоняли нечисть молитвой, окроплением стен дома да наведением чистоты, ведь порядок в доме определяет и порядок душевный. От болезней всяческих в этот день готовили травные настои. Они изгоняли нечистую силу из немощных, т.к. в этот день имели особую целительную силу. В народе так и говорили: «Мемнон — девять напастей вон».

— 1572 г. Определение Собора

Царь Иоанн Васильевич пригласил к себе архиепископов прибывших на собор, бил пред ними челом и просил у них прощения и разрешения по случаю своего четвертого брака.

«Первую мою жену, —  говорил Царь, —  Анастасию, с которою я жил тринадцать с половиною лет, злые люди отравили; вторую, Марию, после семилетней супружеской жизни также отравили, третью, Марфу, испортили еще до венца, и хотя я женился на ней в надежде ее выздоровления, но чрез две недели она скончалась, сохранив ненарушимым свое девство.

В глубокой скорби я хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и еще несовершенный возраст моих детей, дерзнул приобщиться четвертому браку. И ныне умиленно прошу святительский Собор простить меня и разрешить и молиться о грехе моем».

Речь Иоанна и его смирение и скорбь глубоко тронули и прослезили слышавших. И они немедленно сделали соборное заседание в храме Успения Пресвятой Богородицы, прочитали и обсудили церковные правила относительно троеженцев и четвероженцев и постановили: благоверного царя ради его теплого умиления и покаяния простить и разрешить, но для очищения грехов наложить на него трехлетнюю епитимию. В первый год ему совсем не входить в церковь до Пасхи (это соборное определение состоялось 29 апреля, следовательно, вскоре после Пасхи); на Пасху духовник разрешит ему войти в церковь, подойти к принятию антидора и вкушать пасху. Во второй год царю стоять в церкви с припадающими, а на Пасху духовник разрешит ему вкушение и антидора, и пасхи. На третий год стоять царю в церкви с верующими, и, когда уже придет третья Пасха, духовник совершенно разрешит его и удостоит приобщиться Святых Христовых Тайн. Но если государь пойдет войною против неверных за святые церкви и за православную веру, в таком случае епитимия ему разрешается, а примут ее на себя на три года его богомольцы, весь освященный Собор. Из прочих же людей, кто бы они ни были, никто да не дерзнет сочетаваться четвертому браку; в противном случае будет предан проклятию.

— 1608 г. Сражение близ г.Болхова

Произошло сражение между правительственной армией под командованием князя Дмитрия Шуйского и войском самозванца Лжедмитрия II близ города Болхов.

— 1717 г. Встреча Царя Петра I с Людовиком XV в Париже

В понедельник, 29 апреля, король — семилетний Людовик XV — посетил Царя Петра I. Царь встретил его у кареты. После коротких приветственных «дискурсов» Царь взял короля за руку, уступив ему почетную правую сторону, и повел его во внутренние покои, где для них были приготовлены одинаковые кресла для беседы. И все-таки Петр нарушил установленный заранее церемониал. «Было удивительно видеть, — писал Сен-Симон, — как Царь берет короля на руки, поднимает и целует, и король при его малолетстве, притом совершенно к этому не подготовленный, ничуть не испугался». Заготовленная заранее речь короля, по словам французского журналиста, почти до слез растрогала присутствующих. В качестве переводчика Царь Петр I использовал князя А. Б. Куракина, а королю помогал в общении с царем воспитатель маршал Вильруа.

Встреча произвела на Царя Петра приятное впечатление, о чем он в обычной для него шутливой форме сообщал в письмах к Екатерине и к Меншикову. Жене он писал: «Объявляю вам, что в прошлый понедельник визитировал меня здешний королище, который пальца на два более Луки нашего (царского карлика, находившегося в свите царя), дитя зело изрядное образом и станом, и по возрасту своему довольно разумен, которому семь лет».

— 1722 г. Указ Императора Петра I

Об отступающих от Грекороссийскаго вероисповедания

«…Об отступающих от благочестия учинить публичное от Синода объявление, что ежели кто от прародителей Грекороссийскаго благочестия быв, отступит от благочестия, и примет иную хотя и Христианскую веру, так же ежели жену благочестивую принудит, или попустит принять иную, веру или детей от себя раждающихся будет крестить в иную же веру, а наипаче ежели принудит или попустит, оставив благочестие, быть в иной вере: и о таковых тем, кто ведает, доносить в Синоде, без продолжения времени, а по тем доношениям от Синода следовать, и таких отступивших исправлять, и о обращении ко благочестию увещевать; а которые по увещании исправиться не похотят, о таких сообщить Синоду в Сенат ведение, где имеет быть (как с такими поступать) собственная Его Императорскаго Величества резолюция предложена».

— 1818 г. Принят Устав образования Бессарабской Области

— 1881 г. Манифест об укреплении самодержавия

Император Александр III издал манифест об укреплении самодержавия.

«Глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее покушений. Да ободрятся же пораженные смущением и ужасом сердца верных наших подданных, всех любящих Отечество и преданных из рода в род наследственной царской власти. Под сенью ее и в неразрывном с нею союзе земля наша переживала не раз великие смуты и приходила в силу посреди тяжких испытаний и бедствий, с верою в Бога, устрояющего судьбы ее.

Посвящая себя великому нашему служению, мы призываем всех верных подданных наших служить нам и государству верой и правдой к искоренению крамолы, позорящей Русскую землю, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению правды в действии учреждений, дарованных России благодетелем ее — возлюбленным нашим родителем».

«Демократия в аду, а на небе – Царство».

«История не знает ни одной христианской республики. Республика и демократия возникают там и тогда, где и когда забота людей о спасении души ослабевает или отсутствует вовсе. Мало религиозные народы довольствуются неким минимумом в области религиозных потребностей, а весь жар души отдают устроению правового государства. Так, в языческой римской республике ровно половину календарного года занимали многочисленные избирательные кампании, а вторую половину – зрелища в цирке.

Царское же служение, как пожизненное, возлагает на Государя ответственность и пред Богом, и пред своей семьей, и пред обществом. Да и сам народ может проникнуться истинной преданностью и любовью, столь необходимой для нравственного здоровья общества лишь к такому нравственно ответственному лицу. В условиях же республики никто не сможет любить безликое, многоглавое собрание людей в « парламенте, каждый из которых, равно как и все они вместе, есть ни за что не отвечающие птички, присевшие поклевать у кормушки власти».

— 1891 г. Спасение Императора Николая II  при покушении на него в Японии

Во время девятимесячного (окт. 1890 – май 1891 гг.) почти кругосветного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича на балтийском крейсере “Память Азова”, Высокий путешественник посетил Грецию, Египет, Индию, Цейлон, Сингапур, Яву, Китай и Японию. Во время пребывания в японском городе Отсу (Оцу) фанатичный японский полицейский совершил покушение на жизнь Наследника Всероссийского Престола. Господь уберег тогда Царя-Мученика. Лишь легкая рана осталась на его главе.

— 1896 г. Российский флаг

Император Николай II повелел объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный и другие флаги допускаемы быть не должны.

Официальное толкование цветов флага было таким: белый — цвет свободы, синий — цвет Богородицы, красный цвет символизирует державность. С другой стороны, это цвета Белой, Малой и Великой Руси.

— 1904 г. В Зимнем дворце Император Николай II чествовал моряков «Варяга»

В этот день впервые и прозвучала песня, больше похожая на гимн:

Наверх, вы, товарищи, с Богом, ура!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»
Пощады никто не желает!

Спустя некоторое время японцы подняли «Варяг», отремонтировали и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». 22 марта 1916 г. корабль был выкуплен русским Императором Николаем II и зачислен в состав Балтийского флота под прежним именем — «Варяг».

Спустя год изношенный крейсер был отправлен для ремонта в союзническую Англию. Русский флот ждал возвращения славного крейсера для участия в войне с Германией, но случился октябрьский переворот, и английские военные власти разоружили «Варяг» и отправили экипаж на Родину, а сам корабль продали в 1918 г. частному предпринимателю. Когда «Варяг» попытались отбуксировать к месту будущей стоянки, вблизи г. Лендалфута, разразился шторм, и крейсер был выброшен на камни. В 1925 г. остатки «Варяга» англичане разобрали на металл. Так закончил свое существование самый знаменитый крейсер Русского флота.

Капитан крейсера «Варяг» Руднев умер в Туле в 1913 г. В 1956 г. ему установлен на малой родине памятник. Памятники героям «Варяга» установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище Владивостока.

— 1917 г. Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора

Введение выборного начала на всех уровнях церковного управления, в том числе и при замещении архиерейских кафедр.

Во многих епархиях выборы проходили во внецерковной обстановке, обновленческие настроения охватили часть мирян и клириков, особенно псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже вовсе отменить институт монашества. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались неизбранными. На покой были уволены: архиепископы Черниговский Василий (Богоявленский), Калужский Тихон (Никаноров), Харьковский Антоний (Храповицкий). Архиепископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) был даже арестован и некоторое время содержался в заключении. Увольнение архиепископа Владимирского Алексия (Дородницына) оправдывалось его прежней близостью к Распутину, остальных обвинили в приверженности к самодержавной власти.

— 1922 г. Надругательство над святыми мощами Благоверного Вел.князя Александра Невского

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петрограде была вскрыта рака легендарного святого благоверного князя Александра Невского.

— 1928 г. † Преподобный Нектарий Оптинский

После закрытия Оптиной пустыни старец Нектарий жил в ссылке, откуда продолжал окормлять своих духовных чад. К декларации митрополита Сергия он относился отрицательно и не принимал к церковному общению поминающих митр. Сергия

Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 г.: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».

Скончался прп. Нектарий в глубокой старости и был похоронен на местном кладбище.

Преп. Нектарий был прославлен в лике новомученников и исповедников российских Зарубежной Церковью в 1981 г. и позже, как местночтимый святой в РПЦ МП.

Следующий день 13 мая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *