16 мая

3 мая по старому стилю

— Мавра

Святая мученица (III в.). У русских крестьян была известна под именем Рассадницы, т. к. с ее дня крестьяне начинали сажать рассаду (т.е. молодую капусту) и засевать огороды. Еще св. Мавру называли в народе Молочною, оттого что около дня ее памяти бывало жирное и самое густое молоко, чему, конечно, способствовали пастбища, покрытые мягкой и сочной травой, от которой скот поправлялся и тучнел. О той же св. мученице крестьяне говорили: «Мавра-зеленые щи», давая заметить, что теперь огороды начинают доставлять пригодную для пищи молодую зелень.

— 1073 г. Начало строительства Успенской церкви

Строительство Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря начато по чудесному явлению и повелению Пресвятой Богородицы варяжскому князю Шимону и четырем греческим зодчим во Влахерне: «Хочу церковь воздвигнуть себе в Руси, в Киеве».Тогда же была чудесно явлена иконы Успения Пресвятой Богородицы.

Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы – одна из древнейших явленных икон в Русской Православной Церкви. Пресвятая Богородица вручила ее 4-м византийским зодчим, которые в 1073 году принесли икону преподобным Антонию и Феодосию Печерским.

— 1074 г. † Преподобный Феодосий Киево-Печерский

Основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева.

На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония, в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году.

“…Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнена ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в православной вере. Ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая, святая православная… Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно, что свою хулит. Если же кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок ереси… Твори милостыню не своим только по Вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего,— будет ли то жид, или турок, или латинянин,— ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости свои не на христиан только, но и на неверных… Чадо! Если тебе нужно будет даже умереть за святую веру, со дерзновением иди на смерть. Так и святые умирали за веру, а ныне живут во Христе… Если кто тебе скажет: “Ваша и наша вера от Бога”, то ты, чадо, ответь так: “кривовер! или ты и Бога считаешь двоеверным. Не слышишь, что говорит Писание: “один Господь, одна вера, одно крещение” (Еф. 4,5). (Из “Завещания” преподобного Феодосия Печерского, написанного великому князю Изяславу Ярославовичу, когда его пытались совратить в католичество посланцы папы).

— 1085 г. Явление Печерской Нерукотворной иконы Пресвятой Богородицы

Икона явилась на стене алтаря Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря.

— Свенская-Печерская икона Божией Матери

Была написана преподобным Алипием Печерским († около 1114 г.). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева – преподобный Антоний Печерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Брянский Свенский монастырь, в честь Успения Пресвятой Богородицы, следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь начал прозревать. Сначала он увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, а затем все собравшиеся основали деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов. Празднество Свенской иконе Божией Матери установлено 3 мая.

— 1461 г. В Успенском соборе возвели Феодосия на степень митрополита

До своего вступления на кафедру митрополит Феодосий, по фамилии Бывальцев, десять лет был архимандритом Чудова монастыря в Москве и затем около семи лет (с апреля 1454 г.) архиепископом Ростовским.

— 1696 г. Начало второго Азовского похода Царя Петра I

— 1706 г. Заложили первые камни в фундамент Петропавловской крепости

— 1841 г. Рождение преподобного Феодосия Кавказского.

— 1857 г. † Тропинин Василий Андреевич

В.А. Тропинин родился в 1776 г., один из известнейших русских художников-портретистов. Родился крепостным, получил вольную в 47 лет, став известным художником. В портретировании Тропинин стремится к живой, душевной характеристике человека как неповторимой личности с романтическим ощущением подвижной стихии жизни.

— 1867 г. Российское общество Красного Креста

Государь Император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах (в 1879 году переименовано в Российское общество Красного Креста – РОКК). В столичных и губернских городах были организованы местные управления. Почетными членами Общества стали Император, все Великие князья и княгини, многие высокопоставленные лица и представители высшего духовенства. Обязанностью организации было содействие военной администрации во время военных действий в уходе за ранеными и больными военнослужащими и накапливание денежных и материальных средств для этой цели на случай войны.

Значительное влияние на дела Общества всегда оказывала августейшая покровительница. С 1867 по 1880 год ею была Императрица Мария Александровна, с 1880 по 1917 год – Мария Федоровна.

Местные организации патронировали губернаторы или их жены, предводители дворянства или состоятельные и уважаемые лица.

— 1889 г. Указ Императора Александра III

Высочайший указ Сенату: «Его Императорскому Высочеству Государю Великому Князю Константину Константиновичу всемилостивейше повелеваем быть президентом Императорской Академии наук». В истории России это был первый и единственный случай, когда Академию наук возглавлял член царствующего дома.

Следующий день 17 мая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *