24 мая

11 мая по старому стилю

— Мокей мокрый

Мокеев день, Мокрый день, Мокросей, народное название дня священномученика Мокия.

Православная Церковь отмечает в этот день обновление Царь-града (Константинополя). В русском народе это событие осмысливалось по-своему. Крестьяне считали, что в этот день происходит празднование Царя-Града, насылающего грозовые тучи и град. В этот день считалось грехом сеять хлеб, потому что хлеб градом побьет.

По народным приметам, в этот день шли мелкие дожди. Крестьяне говорили: «Мокей с дождем пришел, работы в поле приостановил». По Мокею и погоду на дальнейшее время определяли: как туманы расстилаются, как заря занимается.

— 330 г. Император Константин перенес столицу Римской империи из Рима в Константинополь

Новая столица была названа Новым Римом – столицей обновленной христианством Римской империи. В этот день отмечается в святцах церковное «обновление Царьграда».

Константинополь был основал в 324 г. Императором Римской империи Константином Великим на месте небольшого города Византии, известного с VII в. до н. э. как греческая колония на Босфоре. Константин быстро расширил город в несколько раз: были построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов, сооружены крепостные стены, со всех концов империи в город свозились произведения искусства, стремительно росло население благодаря притоку из европейских и азиатских провинций.

Император Константин Великий «впервые ввел эмблему черного Двуглавого Орла на золотом поле как символ верховной власти Императора Западной и Восточной частями Римской Империи. Эта эмблема оставалась эмблемой Византии… свыше 1000 лет!»

— Равноаппостольные Мефодий († 885 г.) и Кирилл († 869 г.)

Празднование памяти славянских первоучителей имело место у славянских народов еще в старые времена, однако впоследствии было забыто. В начале 19 века, вместе с возрождением славянства, оно возобновилось в 1863 г. Св. Синод постановил праздновать свв. Мефодию и Кириллу 11 мая (24 мая по нов.ст.). Указом Св. Синода 1885 г. их память была отнесена к средним церковным праздникам.

В городах Российской Империи обыкновенно, по благословению местных архиереев, учащиеся всех городских церковных школ, часто совместно с учащимися духовно-учебных заведений, собирались со своими учителями и учительницами на торжественное богослужение в назначенном храме. Это стечение учащихся (в столицах исчисляемое тысячами), по свидетельству очевидцев, было весьма умилительно, а пение ими в храме церковных песнопений весьма трогательно.

— 992 г. Открыта одна из первых русских епархий —  Владимиро-Волынская

— 1557 г. Рождение Царя Феодора Иоанновича   

Родился 11 мая 1557 г. в Москве — Царь всея Руси и великий князь Московский с 18 марта 1584 года, третий сын Царя Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей.

По рождению сына Царь Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Царствовал с 1584 г. по 1598 г.

— 1558 г. Войска Царя Иоанна Грозного взяли ливонскую крепость Нарва

Ливонский край был присоединен к России и тут же получил особые льготы. Городам Дерпту и Нарве были даны: полная амнистия жителей, свободное исповедание их веры, городское самоуправление, судебная автономия и беспошлинная торговля с Россией. 

Разрушенную после штурма Нарву стали восстанавливать и даже предоставили ссуду местным землевладельцам за счет царской казны. Все это показалось так соблазнительно для остальных ливонцев, еще не завоеванных «адскими татарами», что к осени под власть «кровавого деспота» добровольно перешли еще 20 городов.  

— 1606 г. † Осипов Тимофей

Дьяк Тимофей Осипов назначен торжественно объявить Марину, жену Димитрия Самозванца, царицей, после чего должно последовать принесение ей присяги. Готовясь к этому дню, Осипов накладывает на себя пост и двукратно причащается Святых Тайн.

Представ перед Димитрием, он в присутствии всех заявляет: “Велишь себя писать в титулах и грамотах цезарь непобедимый, а то слово по нашему христианскому закону Господу нашему Иисусу Христу грубно и противно, а ты вор и еретик подлинный, расстрига Гришка Отрепьев, а не царь-царевич Димитрий”.

Отказывается дьяк Осипов присягать “иезуитке, царице-язычнице, оскорбляющей своим присутствием московские святыни”. Убитый окружающими самозванца, Осипов выбрасывается ими в окно.

— 1719 г. Указ Царя Петра I

Об отдаче пойманных бродяг в солдаты, с зачетом их помещикам и обществам за рекрута.

— 1722 г. Указ Императора Петра I

Указом сенату предписано было избрать из офицеров доброго человека, который бы имел смелость и знакомство с ведением синодских дел, и быть ему обер-прокурором.

Ему дана была инструкция, которою были возложены на него следующие полномочия и вместе обязанности: следить за тем, чтобы дела, подлежащие рассмотрению и решению св. синода, были производимы согласно регламентам и указам, т. е. по истине, в порядке, с ревностью и без потери времени, и чтобы решенные дела были приводимы в исполнение без промедления; если замечено будет, что синод действовал неправильно и с лицеприятием, поставлять на вид и объяснять синоду неправильность его образа действий; в случае непринятия синодом во внимание объяснений обер-прокурора, протестовать и остановить дело, причем, если дело важное, немедленно донести государю, а о менее важных представлять государю в известные сроки, помесячно или понедельною, в бытность государя в самом синоде; следить за всеми епархиальными органами надзора, представляемые ими доношения докладывать синоду и «инстиговать по ним, чтобы было исполнение», т. е. настаивать, чтобы были приняты существующие меры; иметь в своей дирекции канцелярию св. синода и синодального экзекута.

Таким образом, обер-прокурор Петра Великого, в качестве «ока государева», получил функции надзора и протеста без административных функций положительного характера.

В этом виде обер-прокурорский институт существовал в течение всего XVIII в., причем даже и в качестве «ока государева», обер-прокурор часто бывал бессилен бороться с разными злоупотреблениями в духовном ведомстве, так как его положение было далеко непрочным. Синод и отдельные его члены, особенно первенствующий член, пользуясь правом непосредственных сношений с верховной властью, могли ей представлять в желательном для них свете такие дела, по которым последовали основательные протесты оберпрокурора, так что последние не приводили ни к какому результату.

— 1807 г. Дарданелльское сражение

Еще в феврале 1807 г. русская эскадра адмирала Дмитрия Сенявина отправилась со своей базы на Ионических островах к проливу Дарданеллы. А в марте Сенявин блокировал Дарданеллы, лишив столицу Турции подвоза продовольствия. После двух месяцев блокады превосходящий по численности турецкий флот Капуда-паши Сейит-Али вышел 10/23 мая из пролива и попытался прорвать блокаду. 11/24 мая Русская эскадра атаковала турецкие корабли, которые после жаркого боя вновь укрылись в проливе. В этот же день Сенявская эскадра ворвалась в пролив. Несмотря на огонь береговых батарей, она попыталась уничтожить 3 отставших поврежденных линейных корабля турок, но тем все же удалось уйти. Тогда Сенявин вернулся на исходные позиции и вновь перешел к блокаде пролива.

— 1853 г. † Архимандрит Иакинф (Бичурин)

Исследователь Китая. В 1805 г. назначен начальником православной миссии в Китай, где, пробыв 14 лет и 4 мес., прекрасно изучил язык, быт, историю страны. Его сочинения, оригинальные и переводные с китайского на русский язык своей обширностью и разработанностью составили ему известность не только среди русских ученых, но и среди западноевропейских.

— 1881 г. Император Александр III принял в Гатчинском дворце еврейскую депутацию

В составе депутации были барон Гораций Гинцбург, банкир Зак, адвокаты Пассовер и Банк, учёный Берлин. В ходе аудиенции барон Гинцбург выразил «беспредельную благодарность за меры, принятые к ограждению еврейского населения в настоящее тяжёлое время». В ответ было сказано, что монарх смотрит «на всех верноподданных без различия вероисповедания и племени», а «в преступных беспорядках на юге России евреи служат только предлогом и что это дело рук анархистов».

Ввиду недовольства местного нееврейского населения, правительство приняло ряд распоряжений, в частности «Временные правила о евреях» 1882 года, направленных на выдворение незаконно проживавших евреев из таких городов и местностей: согласно действующему законодательству, они, за изъятием специально оговорённых категорий лиц, выселялись в черту оседлости; была установлена процентная норма для евреев в средних, а затем и высших учебных заведениях (в черте оседлости — 10 %, вне черты — 5, в столицах — 3 %).

— 1891 г. Визит Цесаревича Николая Александровича

Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич Николай Александрович прибыл во Владивосток.

Над заливом стоял туман. Три пушечных выстрела с приморских батарей оповестили жителей о том, что эскадра, на которой находится Высокий Гость, подходит к Владивостоку, и все население города устремилось к адмиральской пристани, где предполагалась встреча. Командир порта контр-адмирал П.И. Ермолаев вышел на паровом баркасе навстречу эскадре. Через некоторое время после сигнальных выстрелов послышались салютационные выстрелы с крепости и ответные с эскадры. Еще до появления эскадры на рейде на адмиральской пристани собрались: приамурский генерал-губернатор барон А.Н. Корф, военный губернатор генерал-майор П.Ф. Унтербергер, командир порта контр-адмирал П.И. Ермолаев, комендант крепости генерал-майор Ф.Н. Аккерман и другие высшие военные и гражданские чины Приамурского края и Приморской областной администрации, городская депутация и полицмейстер г. Владивостока… По отдаче якоря приамурский генерал-губернатор барон А.Н. Корф и военный губернатор П.Ф. Унтербергер явились на фрегат приветствовать Государя Наследника Цесаревича с благополучным прибытием в пределы России. После представления главные начальствующие лица удостоились приглашения на завтрак к Его Императорскому Высочеству. По случаю дурной погоды съезд на берег был назначен на другой день.

В день своего прибытия во Владивосток Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич объявил Всемилостивейший Его Императорского Величества Манифест: «В ознаменование посещения Сибири Любезнейшим Сыном нашим, Государем Наследником Цесаревичем и Великим Князем Николаем Александровичем, желая явить милость нашу тем из отбывающих ныне в Сибири наказания, в силу судебных приговоров, ссыльных, кои по день прибытия Его Императорского Высочества в пределы Сибири распределены в установленном порядке… повелеваем: 1) ссыльно-каторжным, которые добрым поведением и прилежанием к труду достойны снисхождения, уменьшить назначенные судом сроки каторги до 2/3, безсрочную каторгу заменить срочною на 20 лет; 2) осужденным за преступления, содеянные в несовершеннолетнем возрасте, в каторжные работы менее 4-х лет, ныне же перечислить в разряд ссыльно-поселенцев…»

В день прибытия Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Николая Александровича было получено известие о назначении Его Высочества шефом первого стрелкового батальона.

В общей сложности Наследник Цесаревич пробыл во Владивостоке 11 дней.

— 1929 г. † Соболевский Алексей Иванович

Академик, филолог-славист, этнограф и историк культуры, член Государственного Совета, тайный советник, активный участник монархического движения, товарищ председателя Союза Русского Народа (СРН).

Наиболее активное участие Соболевский принимал в деятельности Союза Русского Народа, был председателем Московского Спасского отдела в С.-Петербурге и членом Главного Совета СРН.

После победы масонского февральского заговора с болью смотрел, как разваливается государство и гибнет Россия. После захвата власти большевиками прекратил всякую политическую деятельность, сосредоточившись на научных занятиях. Летом 1918 г. был арестован без предъявления каких-либо обвинений. За него вступились ученые, и 24 августа он был освобожден под личное поручительство члена-корреспондента Академии Наук С.А. Белокурова, но дело его продолжало числиться за Московским ревтрибуналом.

Скончался 24 мая 1929 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

— 1945 г. «За здоровье русского народа!»

Тост на торжественном приеме в Кремле,  в честь командующих войсками красной армии:

Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье всего русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящая сила Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, — покидала потому, что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства, он пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества — над фашизмом.

Спасибо Ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!                              

— 1949 г. † Щусев Алексей Викторович

Русский архитектор. Родился 26 сентября 1873 г. в Кишиневе.

Учился в Петербургской Академии художеств (с 1910 г. – академик). В 1926–1929 гг. – директор Третьяковской галереи, создатель и директор Музея архитектуры в Москве (с 1946 г.). В 1913–1918 гг. преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1920–1924 гг. – во ВХУТЕМАСе, в 1948–1949 гг. – в Московском архитектурном институте. Реконструировал церковь Василия в Овруче (XII в.), Марфо-Марьинскую обитель (1908–1912 гг.). Творчески развивал традиции русского зодчества (например, комплекса Казанского вокзала в Москве (1914–1926 гг.). В 1918–1925 гг. разрабатывал план реконструкции Москвы.

Следующий день 25 мая →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *