2 августа

20 июля по старому стилю

IX в. До Р.Х. Пророк Илия

Святой пророк Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета – родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Воплощения Бога Слова.                     

Пророк, взятый живым на небо. Илия жил в царствование Ахава, когда иудеи поклонялись языческому богу Ваалу. За это Господь послал на них засуху в течение трех лет. Сам Илия подвизался в это время в пустыне. По воле Божией пищу ему приносили ворон и добрые люди. Когда же прошли 3 года, Илия вернулся к царю Ахаву и посрамил служителей Ваала: огонь сошел с неба на жертвенник Илии, тогда как все попытки вызвать его идолослужителями остались тщетными. Тогда царь и весь народ горько раскаялись и оплакали свой тяжкий грех перед Богом. И тут же дождь сошел с неба. Илия исполнил свое предназначение, и Господь взял его на Небо живым. Илия взошел туда на огненной колеснице, свидетелем чего и был его ученик прор. Елисей.

Образ христианского святого Илии Пророка после Крещения Руси вытеснил из сознания культ языческого божества грома и молний, дождей и ветров, покровителя земледелия и животноводства Перуна, который в древности праздновали в этот же день.

Заместив в народном представлении Перуна, Илия принял от него и все его задачи и обязанности и стал защитником и покровителем земледелия и скотоводства, изменив постепенно свой полуязыческий-полухристианский облик на чисто христианский.   Празднование Ильина дня совершалось торжественно, сопровождаясь многими характерными особенностями, и обставлено было многочисленными обычаями, возникшими на почве занятия земледелием и скотоводством. Это особенно почитаемый на Руси праздник.

Существовал такой обычай: когда нужен был для хозяйства дождь, поселяне ставили на воротах по посудине с рожью или овсом и служили особый молебен Илии о ниспослании дождя. Нужно заметить, что власть прор. Илии над дождями, а в зависимости от этого и вообще над плодородием, признавалась и Церковью, которая так молилась о ниспослании дождя на землю: «Илия словом дождь держит на земли и паки словом с небеси низводит; тем же молим тя: тою молитвами, щедре, посли дождиводныя земли с небесе». Ему же молятся и перед началом жатвы.

В народном календаре Ильин день означал поворот на осень; пословица говорила: «На Илью до обеда лето, после обеда — осень». С этим днем были связаны и некоторые народные поверья; так, после Ильина дня не купались, ибо «святой Илья смутив воду».

— 1096 г.

1096 год был одним из несчастнейших для Печерского монастыря. Дикие половцы под предводительством Боняка, сделав внезапное нападение на Киев, опустошили его окрестности, выжгли некоторые монастыри и приблизились к Печерскому. Время было после заутрени, когда иноки отдыхали. Враги, подняв великий крик, поставили пред воротами монастырскими два знамени, выломали эти ворота, пошли по кельям, вырубая двери и расхищая все что можно, потом зажгли монастырь и двое дверей в самой церкви, ворвались в притвор Феодосиев, грабили иконы и ругались над ними. Деревянные здания монастыря сгорели. Многие иноки и слуги монастырские были убиты, другие отведены в плен. Но, при тех средствах, какими владел Печерский монастырь, и при живом усердии к нему православных, следы половецкого разорения в нем скоро были изглажены: не только воздвигнуты были все прежние здания, погоревшие или разрушенные, но явились еще некоторые новые.

— 1176 г.

Начал править Владимиро-Суздальский Великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Правил до 1212 г.

— 1608 г. † Царица Мария Федоровна (в иночестве Марфа)

Жена Царя Ивана IV Васильевича Грозного, дочь окольничего Федора Федоровича Нагого. Вышла за Царя Ивана IV в сентябре 1580 г., родила в Москве сына, царевича Дмитрия, 19 октября 1583 г.

По смерти мужа почетно удалена с сыном на житье в Углич весной 1584 г., там оплакала сына, царевича Дмитрия, погибшего до сих пор неразгаданно, 15 мая 1591 г.;   

Постриженная в Николо-Выксинской пустыни, бывшей близ г. Череповца (Новгородская губерния).

Приглашенная в Москву 18 июля 1605 г. Лжедмитрием I, торжественно, из малодушного страха, признала в нем своего сына, царевича Дмитрия, а в день его убиения москвичами 17 мая так же малодушно отказалась от Лжедмитрия I и торжественно встретила в Москве мощи своего сына, св. царевича Дмитрия, принесенные из Углича 3 июня 1606 г. Умерла в Москве 20 июля 1608 г.

— 1864 г. Взятие Чимкента

После взятия крепости Аулие-ата полковник Черняев оставил в ней гарнизон и во главе 1298 человек двинулся к Чимкенту и, притянув оренбургский отряд, взял его штурмом 20 июля.

— 1887 г. † Катков Михаил Никифорович

Редактор-издатель «Московских ведомостей» и «Русского вестника», публицист-политик, влиятельнейший публицист национально-консервативного направления, твердо стоявший за честь и благоденствие России. Родился 1 ноября 1818 г., в семье мелкого канцелярского чиновника, детство и юность прошли в бедности. Катков учился в Преображенском сиротском училище, 1-й Московской гимназии и в частном пансионе.

Не состоял на государственной службе, тем не менее с 1856 года Катков получает чин статского советника, а с 1882 г. — тайного советника.

Скончался 20 июля 1887 года в своём имении Знаменское-Садки. Столичная официозная газета «С.-Петербургские Ведомости» на следующий день писала: «Утрата, какую несёт Россия, неоценима; она теряет не только первоклассного журналиста, создавшего политическое значение русской печати, но и центральный ум, который в критические минуты собирал вокруг себя здоровое общественное мнение и указывал ему прямой путь».

В тот же день Император Александр III послал вдове Каткова Софье Петровне телеграмму, которая была напечатана в «Московских Ведомостях», а также некоторых иных газетах: «Вместе со всеми истинно русскими людьми глубоко скорблю о вашей и Нашей утрате. Сильное слово покойного мужа вашего, одушевлённое горячею любовью к отечеству, возбуждало русское чувство и укрепляло здравую мысль в смутные времена. Россия не забудет его заслуги, и все соединяются в сами в единодушной молитве об упокоении души его».

— 1903 г.

Из Сарова Царственные паломники выехали в Дивеевский женский монастырь, это духовное детище преподобного Серафима. Здесь они навестили старицу подвижницу Параскеву Ивановну, которая предсказала рождение сына. Это посещение прозорливицы совместно с пережитым в Сарове произвело сильное духовное впечатление на Императрицу, усердно молившуюся в Сарове о даровании ей сына.

— 1906 г.

Из воспоминаний А. П. Извольского, министра иностранных дел:      

«В тот день 20 июля, когда мятеж (Вооруженный бунт в Кронштадте в 1906 г.) достигал своего кульминационного пункта, я находился близ Императора Николая, которому я делал устный доклад.

В окно виднелись линии укреплений… Мы явственно слышали звуки канонады… Я не мог подметить в его чертах не малейшего признака волнения… Я же был охвачен сильным волнением и не мог воздержаться, рискуя нарушением этикета, чтобы не выразить моего удивления видеть его столь спокойным. Обратив на меня свой взор, необычайную доброту которого столь часто отмечали. Он ответил мне этими столь резко врезавшимися в мою память словами: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная судьба и судьба моей семьи в руках Господа, Который поставил меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склонюсь перед Его волей в убеждении, что никогда не имел иной мысли, как служить той стране, которою Он мне вручил».

— 1914 г. Высочайший манифест о начале войны с Германией

«Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди великих держав… Да отразит Россия, поднявшись, как один человек, дерзкий натиск врага» – разносились по России слова высочайшего манифеста от 20 июля 1914 года, на следующий день после объявления Германией войны России.

— 1914 г.

В первый день войны, принимая в Зимнем дворце высших чинов империи,  Император Николай II обратился к ним со словами:  «Я  здесь торжественно заявляю, что не заключу мира до тех пор, пока последний неприятельский воин не уйдет с земли нашей».

Этой клятве Император Николай II сохранял верность все месяцы войны и, вопреки циркулировавшим слухам, всегда оставался резким противником каких-либо   сепаратных переговоров с неприятелем.          

— 1914 г. Торжества в Новосибирске

В Новосибирске состоялась закладка каменной часовни во имя Святителя Николая, Чудотворца, в память 300-летия царствования Дома Романовых, по проекту архитектора А.Д. Крячкова. Часовня стала первым символом, поставленным в честь небесного покровителя Императора Николая II и города.                 

— 1918 г.

Японская армия наступает в Сибири.

— 1918 г.

Захват Архангельска белым отрядом Чаплина. После чего  в Архангельске произошла высадка десанта Антанты. Как писал командующий экспедиционным корпусом Антанты, «было чрезвычайно важно спасти огромное количество военных складов», чтобы немцам не досталось военное имущество, приобретенное еще царской Россией в США и Англии. К этому времени войска «интервентов» на Севере достигли 13 тысяч.

— 1918 г.

В «Известиях» за подписью Ленина опубликован «Список лиц, коим предложено ставить монументы в г. Москве и других городах РСФСР». Среди фамилий, приведенных в списке, значатся террористы-убийцы И.Каляев, Н.Кибальчич, А.Желябов, С.Халтурин, С.Перовская.                              

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *