6 октября

23 сентября по старому стилю

— Предтеча

В настоящий день празднуется зачатие Предтечи и Крестителя Иоанна, когда родителям его, Захарии и Елисавете, явился архангел Гавриил и возвестил о рождении сына Иоанна.

С этого дня, по мнению русского народа, начиналась настоящая холодная осень. Говорили: «Осень — третье время года, с сентября 23 числа до декабря 25 дня».

— 867 г. † Византийский Император Михаил

Он крестил в христианскую веру Киевских князей Аскольда и Дира, и их воинов в 866г.

“Россы, еще недавно бывшие нашими врагами, ныне соделались христианами” — писал Константинопольский Патриарх Фотий восточным патриархам.

— 1397 г.

Состоялось святое Таинство Венчания Князя Псковского Иоанна Всеволодовича и Великой Княгини Анастасии Димитриевны, старшей Венценосной дочери Великого Князя Московского Димитрия Иоанновича «Донского».

— 1608 г.

Начало бесплодной 15-месячной осады Троице — Сергиева монастыря.

Мятежные полчища ляхов и русских изменников, всего до 30.000, с мужественными воеводами Лисовским и Сапегою, подошли к Троицкому, монастырю 25 сентября 1608 года, в день памяти преп. Сергия.

В монастыре всех защитников было до 2500, ровно в десять раз меньше поляков. Стены и башни были кое-как укреплены, но не прочны. Ляхи послали грозное предложение о сдаче. Им ответили: «Надежда наша и упование — Пресвятая Живоначальная Троица. Стена и покров наш — Пренепорочная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария; помощники наши и молитвенники о нас к Богу — преподобные отцы наши Сергий и Никон. — Да будет известно вашему темному царству, что напрасно вы прельщаете стадо Христово: и десятилетнее отроча в Троицком монастыре смеется вашему безумному совету».

Обороной руководили осадные воеводы — князь Долгорукий и боярин Голохвостов.

Девять польских батарей громили крепость в течение 6 недель без заметного успеха. Безуспешные штурмы чередовались с вылазками осажденных. Инженеры Сапеги начали рыть минную галерею. Узнав от перебежчика, что поляки собираются снарядить подкоп миной, Долгорукий приказал открыть старый потайной ход, защищенный тремя дверьми, и произвел вылазку. Русские ворвались в минную галерею, где уже были заложены заряды, и подорвали их. Поскольку поляки не успели к этому времени забить (закупорить) галерею, взрыв произвел разрушения на польской стороне.

Обстрелы и приступы сменяли друг друга, таяло число защитников. Заканчивалось продовольствие, ощущалась нехватка воды, люди страдали от ран и холода, так как и дровяные запасы подходили к концу. Положение становилось безвыходным. Но по-прежнему наготове были котлы с кипящей смолой, пушки сурово смотрели в сторону захватчиков, и крепко держали оружие крестьяне, стрельцы и сами монахи. Каждый день осажденные молились Пресвятой Троице, Архангелу Михаилу, Богородице и основателю Лавры Сергию Радонежскому.

Сам Преподобный Сергий неоднократно являлся защитникам, обходил монастырь и кропил его святой водой, и с Божией помощью защитникам твердыни Православия все чаще и чаще удавались дерзкие вылазки, после которых Лавра пополнялась скотом, дровами, водой, мукой, а также… пленными поляками. Время от времени небольшие русские отряды пробирались сквозь польскую блокаду на помощь осажденным. Но все равно положение оставалось грозным: зима 1609-1610 годов унесла жизни многих защитников. Люди погибали в бою на крепостных стенах, умирали от ран и болезней. Как грозная предвестница еще больших бед, в лавре-крепости началась цинга. Но и силы поляков были на исходе. Польский гонор постепенно сменялся озабоченностью, страхом и, наконец, отчаянием, а эти малочисленные но упрямые русские все не сдавались.

В январе 1610 года поляки после бесплодной пятнадцатимесячной осады, не выдержав русского сопротивления, обратились в бегство.

Так оправдалось обетование Царицы Небесной преподобному Сергию: «Неотступно буду от места сего и буду покрывать его».

Как напоминание о тех славных днях – пробоина от польского ядра на одной из дверей Троицкого храма.

— 1781 г. Родилась Великая Княгиня Анна Феодоровна

Великая Княгиня Анна Феодоровна, супруга Великого Князя Константина Павловича.

— 1844 г. † Бенкендорф Александр Христофорович

Граф, генерал от кавалерии, генерал-адъютант Е.И.В.

В январе 1826 г. подал Императору Николаю I проект «Об устройстве внешней полиции». В июле 1826г. назначен шефом Корпуса жандармов и главным начальником 3-го отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, командующим Императорской Главной квартирой.

Награжден всеми высшими российскими орденами, включая Св. апостола Андрея Первозванного.

Лучшей оценкой деятельности Бенкендорфа служат слова Императора Николая I, сказанные им в 1838 г. : «В течение 11 лет он ни с кем меня не поссорил, а примерил со многими».

— 1860 г. † Хомяков Алексей Степанович

Философ, основатель славянофильства, поэт.

Алексей Степанович Хомяков родился в 1804 г., философ, писатель, публицист, один из основателей славянофильства. Отстаивал необходимость для каждого народа самобытного развития, превосходство Православной Церкви над учениями католичества и протестантства. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории и богословия, и необыкновенными диалектическими способностями, он был на голову выше западников и легко опровергал их схемы. Круг умственных и практических занятий Хомякова чрезвычайно широк: богослов, социолог, историк мировой цивилизации, экономист, автор технических новшеств, поэт, врач, живописец. Но главной чертой его личности была глубокая религиозность.

— 1871 г. † Афанасьев Александр Николаевич

Исследователь русского мировоззрения, фольклорист, историк, литературовед. Родился 12.07.1826 г. Из дворян Воронежской губ. Окончил юридический факультет Московского университета.

Самые значительные научные статьи Афанасьева относятся к области изучения и публикации фольклора. Результатом этих изысканий стал фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с фольклором и языком др. индоевропейских народов, — «Поэтические воззрения славян на природу» (т. 1—3, 1865—69гг.). В этом труде наряду с историко-филологическими исследованиями дается подробный анализ древнего русского мировоззрения, раскрываются многие духовно-нравственные понятия русского и др. славянских народов.

В 1855—63 гг. публикуются 8 выпусков знаменитого собрания Афанасьева — «Народные русские сказки», основу которого составили сказки из архива Русского географического общества, дополненные записями В. И. Даля. В 1859 г. печатает «Народные русские легенды». Историко-литературный интерес представляют неопубликованные дневники Афанасьева.

— 1896 г.

Государь Николай II, Государыня Александра Федоровна и Великая Княжна Ольга Николаевна (ей было десять месяцев) прибыли в Шербург, где их встретил президент Франции Феликс Фор, — и началась «русская неделя», закончившаяся 27 сентября шалонским парадом.

В Париже Государь проследовал от вокзала в посольство через шпалеры войск, за которыми теснилась миллионная толпа, под немолчные клики «Да здравствует Царь! Да здравствует Царица!», небывалые со стороны иностранной толпы. («Напоминает Москву… Наш гимн распевали французские солдаты на улицах… его даже играл орган в Нотр-Даме» с неудовольствием отмечает радикальный обозреватель русского «толстого журнала»).

Париж был переполнен. К двум миллионам его населения прибавилось 930.000 приезжих. На улицах было сплошное народное гуляние. Все стало русским или псевдорусским: мыло «LeTsar», конфеты с русским гербом или флагом, посуда с царскими портретами, игрушки, изображения русского медведя, а также Государя, Государыню и даже Великую Княжну Ольгу; Известная игрушка «мужики медведь» превратилась в Царя и Феликса Фора; модой воспользовалась реклама, и «пилюли Пинк» рекомендовались, чтобы сохранить здоровье для дней приезда Царя; а на оборотах Его портретов, раздававшихся даром на улице, печатались объявления сапожников и перчаточников. «Подарок Царя» — можно было прочесть на магазинах готового платья, декламировавших дешевую распродажу костюмов… Появился и «франко-русский» голландский сыр… Во всем этом было не мало безвкусицы, но увлечение было несомненно искренним.

Днем, под звуки «Боже, Царя храни», состоялась в присутствии Государя закладка моста Императора Александра III (о чем и теперь можно прочесть на мраморной доске на правом берегу Сены). Артист Мунэ произнес при этом стихи известного поэта Ж.—М. Эредиа… «Пусть будущее навсегда укрепит за тобою — славное прозвание твоего предка Петра», говорилось в них.

Мимо монетного двора, где Государю вручили медаль в честь Его пребывания в столице Франции, Императорская чета проследовала во Французскую Академию и присутствовала на заседании.

Приветствуя гостей, председательствующий, академик Легувэ, напомнил о приезде в Париж Царя Петра Великого 5 мая 1717г. (другие npиезды русских монархов не были связаны с «приятными воспоминаниями»: — приезд Императора Александра I — со взятием Парижа русскими войсками, приезд Императора Александра II — с покушением поляка Березовского). «Позвольте, сказал Легувэ, заранее отпраздновать сегодня двухсотлетие сердечной дружбы между Францией и Россией». 

— 1914 г.

Государь Император Николай II совершил поездку из Ставки в Ровно, где встретился со своей сестрой Великой княгиней Ольгой Александровной и посетил лазарет, которым она заведовала.

Далее Государь направился через Холм (где размещалась Ставка Юго-Западного фронта) в Гродно, но, приказав остановить поезд в Белостоке, на военных автомобилях в сопровождении свиты проследовал в крепость Осовец, где находился в зоне обстрела неприятельской артиллерии. Государь был торжественно встречен крепостным гарнизоном.

— 1944 г.

Советские войска входят в Венгрию.

— 2001 г.

Основание Свято-Серафимовского мужского монастыря на острове Русском, во Владивостоке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *