8 октября

25 сентября по старому стилю

— Сергей Капустник

Капустки, Курятник, народное название дня преставления прп. Сергия Радонежского, В этот день начинали всей семьей рубить капусту. Поскольку в этот день отмечается память прп. Сергия Радонежского, русские призвали его в покровители капусты, потому этот день назывался Сергеем Капустником. Сергия Радонежского в народе еще почитали и как покровителя кур. В этот день крестьяне говорили: «Если выпадет первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (8/21 нояб)».

— 1250 г. † Прп. Евфросиния Суздальская

В миру блговерная княгиня Черниговская Феодулия.

Княжна была сосватана за святого благоверного князя Феодора, брата святого Александра Невского, но жених ее скончался в самый день свадьбы. Княжна осталась в Суздальском женском монастыре в честь Положения ризы Божией Матери, где вскоре приняла постриг с именем Евфросиния, в честь Евфросинии Александрийской.

В особом откровении Господь предсказал блаженной Евфросинии о мученической кончине ее родного отца, а также о нашествии татар на Русь. В 1238 году несметные полчища татаро-монголов действительно напали на Русское государство. Уничтожая все на своем пути, они подошли к Суздалю. Город ими был полностью разрушен и сожжен, и только обитель преподобной Евфросинии уцелела по ее молитвам. Преподобная преставилась к Богу 25 сентября 1250 года.

— 1392 г. † Преподобный Сергий

Святой преподобный, преобразователь монашества на Руси, величайший русский подвижник. Во святом крещении получил имя Варфоломея. Родители его были небогатые ростовские бояре Кирилл и Мария.

Чистые молитвенные возношения в горний мир снискали преподобному особое благоволение Матери Божией, Которая его удостоила чудесными посещениями. Отдавая почти все ночное время молитвенным подвигам, св. Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носил воду, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шил одежду и обувь, будучи поистине всем слугою. Вместе с тем известно, что преподобный, несмотря на просьбы братии, долго не хотел принимать по смирению ни сана священника, ни игуменства, и только угроза насельников монастыря, что если он не согласится исполнить их желание, то они разойдутся, заставила его исполнить их просьбу. Это произошло почти через 20 лет после того, как молодой Варфоломей начал свои уединенные подвиги.

Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Св. Сергий благословил Дмитрия перед битвой, предсказал ему победу и дал двух иноков — Пересвета и Ослябю. Дмитрий перед битвой советовался со св. Сергием и без его одобрений не нападал на врага. После битвы князь стал с еще большим благоговением относиться к св. Сергию и в 1389 г. пригласил его скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 г. он был причислен к лику святых. Св. Сергий основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси. Влияние его с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились благостными воспитателями окружавшего их общества. В «Патерике» Троице-Сергиевой лавры названо около 100 имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим «игуменом всея Руси».

— 1632 г.

Отряд из 14 енисейских казаков во главе с сотником Петром Бекетовым, обследуя берега реки Лены, заложил Якутский (Ленский) острог на правом берегу реки в 70 км ниже по течению от нынешнего города.

В челобитной Царю Михаилу Федоровичу Петр Бекетов писал: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я с служилыми людьми на Лене острог для государева величества в дальней окраине и для государева ясачного збору и для приезду якуцких людей. А преж тово на Лене реке и в якуцкой земле государева острогу не бывало нигде. А поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якуцкова князца Мамыкова улусу».

С самого начала острог был достаточно многочисленным. Его гарнизон насчитывал 300 казаков. В 1634 году он пережил осаду со стороны якутов. В 1635 году местные казаки получили право называться якутскими казаками. В 1638 году острог стал центром новообразованного Якутского воеводства. В 1642—1643 гг. острог был перенесён на современное место — в долину Туймаада.

Якутск — старейший город Дальневосточного региона, входит в перечень исторических городов России. Он старше Владивостока, Хабаровска и Иркутска. 1632 год считается не только датой основания города, но и годом вхождения Якутии в состав Российского государства. Переименован в Якутск в 1643 году.

— 1645 г.

Царем Алексеем Михайловичем вместе с похвальной грамотой за храбрость пожаловано Донским казакам второе Царское знамя. В грамоте было написано: «За мужество и храбрость бившихся честно, жалуем и милостиво похваляем и посылаем вам, нашему Донскому войску, атаманам и казакам, Нашего Царского Величества знамя, да впредь на нашу царскую милость будьте надежны. Тех же вольных людей и шацких стрельцов, всего 600 человек, которые на отходе разбрелись, и струги у вас вверх по Дону порастаскали и порубили, велели мы бить кнутом, чтобы такое воровство другим было не в повадку. Крымцев и ногаев воевать, а с турецкими людьми под Азовом жить мирно повелеваем!»

Знамя 1645 года было малинового цвета с зеленой каймой. Длина знамени по верхней кромке — 2 1/4 аршина, по нижней кромке — 4 1/4 аршина. Ширина — 3 1/4 аршина. На знамени был вышит двуглавый чёрный орёл с московским щитком на груди. Легенда на знамени гласила:  «Повелением Великого государя Царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея Руси. Самодержца и многих государств государя и обладателя послано сие знамя на Дон. Донским атаманам и казакам, лета 7154 августа».

— 1777 г. † Досифей (девица Дарья Тяпкина)

Преподобный старец. Из дворян. С детских лет жила в Киеве, воспитывалась своей бабушкой-монахиней в монастыре. Выйдя их монастыря, Дарья и в миру продолжала жизнь подвижницы — в среду и пятницу не принимала пищи вообще, а в др. дни не вкушала ни мяса, ни молока, ни яиц.

В 1736 г. начинается ее подвижнический путь. Тайно оставив родительский дом, Дарья остригла волосы, приобрела на базаре мужское крестьянское платье и, переодевшись, направилась в Троице-Сергиеву лавру, где назвалась беглым крестьянином. Ей разрешили пребывать в лавре тайно, на послушании. Через 3 года ей пришлось переехать в Киев. В Киево-Печерской лавре, где она пыталась постричься в монахи под видом крестьянина, ей отказали. И тогда старец Досифей избрал древний вид отшельничества — пещерное житие. За городом, в Китаевской Троицкой пустыни, у подножия высокой горы Китай, где с давних пор подвизались киевские подвижники, Досифей вырыл у вершины горы небольшую пещерку и тайно поселился в ней.

В 1744 г. Киев посетила Императрица Елизавета. Посещая киевские святыни, она побывала и у затворника Досифея. Узнав, что Досифей не пострижен, государыня повелела немедленно постричь его в рясофор и даже сама, на др. день, присутствовала при обряде пострижения. При постриге подвижнику было дано то же имя Досифей. Расставаясь с Досифеем, государыня вручила ему кошелек, наполненный золотом. Но затворник, проводя Императрицу, положил золото в глиняном черепке у дверей, пока по его совету знакомый крестьянин не отнес кошелек в Киево-Печерскую лавру, где и представил Духовному Собору. С общего совета Соборных старцев и с согласия монаха Досифея на эти деньги была построена в селении Пирогове церковь.

Среди тех, кто приходил к пещере затворника, был и юный Прохор Мошнин — будущий прп. Серафим Саровский. Старец Досифей одобрил намерение Прохора быть иноком и указал ему на Саров.

— Гряди, чадо Божие, в Саровскую обитель и пребудь там. Место сие будет тебе во спасение. С помощью Божией скончаешь там свое земное странствование. Только старайся стяжать о Боге непрестанную память и постоянно призывай имя Его тако: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В том да будет все твое внимание и обучение. Ходя и сидя и стоя в церкви да будет сие непрестанное твое во устах и в сердце. С ним найдешь покой и приобретешь душевную и телесную чистоту. И тогда вселится в тебя Дух Святой, и управишь жизнь свою во всяком благочестии и чистоте…

Вечером перед смертью он попрощался с братией. Наутро, когда отворили дверь, глазам всех представилась умилительная картина: у образа, перед которым теплилась лампада, стоял на коленях Досифей и, казалось, весь застыл на молитве. В левой руке своей он держал длинную записку, на которой были слова: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братие, не касаясь предать его обычному погребению».

Братия в точности исполнила прошение затворника. Только по смерти Досифея, когда сестра его во 2-й раз приехала в Киев и стала осведомляться о его жизни и увидела его портрет,— всем стало известно, что затворник Киево-Печерской лавры Досифей был девица Дарья из рода рязанских дворян Тяпкиных. Старец Досифей был погребен в ограде Киево-Китаевской пустыни, близ Свято-Троицкого храма.

— 1869 г. Родился Великий Князь Сергий Михайлович

Великий Князь Сергий Михайлович, седьмой Августейший сын Великого Князя Михаила Николаевича и Великой Княгини Ольги Феодоровны, Августейший внук Государя Императора Николая I Павловича «Подвиголюбивого».

— 1913 г.

В Киевском окружном суде начался суд над Бейлисом, мещанином, жителем Киева, который обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего киеского православного мальчика. Суд присяжных признал убийство ритуальным, но Бейлис был оправдан, 6 человек присяжных проголосовали за его виновность, а другие шестеро сочли обвинение недостаточно убедительным. По гуманным законам Российской Империи такая «ничья» трактовалась в пользу подсудимого.

— 1917 г. Письмо Поместному Собору А. Д. Жирова

Из «Донесения» Поместному Собору РПЦ выпускника Императорского Московского университета А.Д. Жирова. Москва 25 сентября 1917 г.

Президиуму нынешнего Собора поместного- грекоправославной Церкви окончившего Московский Университет Александра Данилов[ича]а Жирова Донесение.

Обязанность моя члена грекоправославной Церкви и русского подданного принуждает меня обратиться к Собору святой грекороссийской Церкви с этим донесением. […] Невозможно и преобразование Церкви даже поместным всероссийским Собором: Собор из лиц душевно больных будет известен в истории Церкви наравне с разбоничьими соборами из еретиков: собор способен токмо к обсуждению о крайних предметах, как о прелести, судьбе Монарха, и таковом же. […] Но мы несём и другое проклятие за отвержение самодержавной Власти; Несмотря на отречение, Монарх остаётся законным Государем, в силу 11-го анафематствования грекоправославной Церкви. Мы будем побеждены на войне не токмо от проклятия за поклонение прелести, но и будем побеждаемы на войне в силу гнева Божия за отвержение самодержавной Власти. Наступление на войне, на западном фронте против германцев, будет оканчиваться и в будущем нашим поражением. Но самый страшный гнев Божий ожидает нас при прикосновении к Монарху. Монарх, по учению Церкви, неприкосновенен для человеков… Но наидолжно опасаться покушения на жизнь Монарха ближайшей же зимой. В Учредительном Собрании, на основании состава I-ой Государственной Думы можно предугадать это, крайние левые партии будут все! Они отошли от православной веры; всячески должно [нам] бояться их покушения на Монарха. Страшный гнев Божий постигнет тогда Россию. На войне [тогда] мы будем уже совершенно разбиты, нас ожидает разгром! Внутри страны смерть Монарха повлечёт за собой смерть многих. […] Крайнее горе постигнет нас: выхода нам нет – на войне мы должны будем испытать поражение за поражением, а от болезни и от проклятия за 11-й анафематствование, внутри страны будет ад. […] Сугубо должно нам прилежать и о судьбе бывшего Монарха, должно прилежать [о сем] и всероссийкому собору нашей Церкви – иначе нас ожидает страшный гнев Божий. […].

Москва, 1917 года, сентября 25 дня.

Окончивший Университет Московский Александр Данилов[ич] Жиров.                              

— 1919 г.

8 октября 1919 года святитель Тихон обратился к духовенству Русской Церкви с посланием, в котором призвал клириков не вмешиваться в политическую борьбу и, в частности, указал, что служители Церкви «по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо политическим партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций».                           

— 1993 г.

8 октября 1993 года, ввиду создания в России профессионального парламента, на расширенном заседании Священного Синода было принято решение предписать священнослужителям воздержаться от участия в российских парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты. Соответствующим Синодальным определением было установлено, что нарушившие его священнослужители подлежат извержению из сана. 

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года одобрил данное определение Священного Синода, «как своевременное и мудрое», и распространил его действие «на участие в будущем священнослужителей Русской Православной Церкви в выборах любых органов представительной власти стран СНГ и Балтии как на общегосударственном, так и на местном уровне».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *