22 октября по старому стилю
— Казанская зимняя
Народное название празднования иконы Казанской Божией Матери.
Важный праздник в крестьянском быту. Казанская считалась бабьей заступницей. С праздником было связано много примет; например, считали, кто на Казанскую женится — будет счастлив в семье.
К зимней Казанской производились все расчеты с батраками, каменщиками, плотниками, штукатурами и др. наемными рабочими. Закончив все работы, они ехали в свои деревни. На Казанскую ждали дома мужиков-отходников, которые избы и печи делали по др. деревням. В этот праздник часто устраивали в деревнях пивные праздники, потчуя мужчин, вернувшихся из города с работ в деревню.
По этому дню в старину судили о наступающей зиме. На Казанскую, по мнению русского народа, всегда идет дождь. А коли на Казанскую дождь пойдет — все луночки нальет, а снег пойдет — все дороги заметет. Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами лежит.
На Казанскую проветривают и окуривают можжевельником подпол, чтобы запасы не подгнивали и не иссякали.
На Казанскую добрые люди вдаль не ездят — может случиться несчастье в дороге. С Казанской тепло морозу не указ. С Казанской мороз не велик, да стоять велит. Казанская морозам дорогу кажет. Ранняя зима и об Казанской на санках ездит.
— ок. 250 г.
Семи отроков Ефеских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна.
Через них Господь нам открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и вечной жизни.
— Андрониковская икона Божией Матери
Родовая святыня греческого императора Андроника III. В 1347 году он подарил икону Монемвасийской обители в Морее. Отсюда образ прислан в 1839 году в Россию. В 1877 году святая икона поставлена в храме Казанского женского монастыря, близ города Вышний Волочек.
— 1582 г.
Казачий круг на берегу Иртыша, имея против себя огромные полчища татар во главе с их царем Кучумом, решает, что делать дальше. Некоторые советуют отступить. Другие же, по свидетельству Строгановской летописи, говорят: “О, братия наша единомысленная, камо нам бежати, уже осени достигши, и в реках лед смерзается; не дадимся бегству и тоя худыя славы себе не получим, ни укоризны на себе не положим, но возложим упование на Бога; не от многих бо вой победа бывает, но свыше от Бога помощь дается; может бо и беспомощным Бог помощи… Воспомянем, братие, обещание свое, како мы честным людем перед Богом обеты и слово свое даша, и уверившиеся крестным целованием, елико всемогий Бог нам помощи подает, а отнюдь не побежати, хотя до единого всем умрети, а вспять возвратиться не можем срама ради и преступления ради слова своего, еже с клятвой обещахомся; аще нам Всемогий, в Троице славимый Бог поможет, то и по смерти нашей память наша не оскудеет в тех странах и слава наша вечна будет”. Решив не “пременить” обета своего, “пострадати” за веру православную и послужить царю, казаки под начальством атамана Ермака 23 октября разбивают Кучума — и заслуживают вечную славу.
— 1612 г. Казанской иконы Божией Матери
В честь избавления от польского ига.
22 октября русское ополчение повело сильный приступ и вступило в Москву и взяло приступом Китай-город, и князь Пожарский дал обет устроить храм во имя Казанской иконы, которая находилась при рати.
В ночь на 25 октября преподобный Сергий явился архиепископу Арсению, томившемуся в Кремле от голода и болезни, исцелил его и сказал: «Встань и иди во сретение православному воинству: молитвами Пресвятыя Богородицы Господь очистил царствующий град от врагов».
На утро православная рать с крестным ходом торжественно вступила в Кремль, в кремлевские соборы.
22 октября Москва являлась свидетелем одного из самых грандиозных праздников — Божьей Матери Казанской. Царь Алексей Михайлович в сопровождении бояр и духовенства шел за иконой Казанской Богоматери. Служба проводилась в Казанском соборе на Красной площади.
Торжественные процессии, в которых участвовали стрелецкие и солдатские части, обходили стены Кремля, Китай-города, Белого и Земляного по строго заведенному распорядку. Едва ли не высшей точкой празднества было восхождение на круглую башню Китай-города по причине ее «первовзятия» в памятном 1612 году.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
Русские люди с особым чувством отмечали этот праздник, он обретал черты живого напоминания о патриотических свершениях народа.
— 1648 г.
В день празднования Казанской иконе Богоматери Бог, даровал Царю Алексею Михайловичу сына Димитрия, и признательный Царь повелел, чтобы этот праздник, доселе праздновавшийся в одной только Москве по случаю освобождения ее от поляков, впредь праздновался всегда во всех городах и во всем царстве.
— 1715 г. † Христина София
Христина София, Венценосная супруга Царевича и Великого Князя Алексия Петровича, старшего сына Царя Петра I Алексеевича. Родилась в 1694 г. в Бланкенбурге от брака Людвига-Рудольфа, принца брауншвейг-вольфенбютельского, с Христиной-Луизой, княжной аттингенской.
Родила мужу дочь и сына (впоследствии Император Петр II).
Умерла 22 октября 1715 г. в Петербурге. Тело ее погребено там же, в Петропавловском соборе.
— 1721 г. Рождение Российской Империи
Царь Петр I принял титул Императора Всероссийского.
После победоносного окончания Северной войны, Царь Петр I провозглашен Сенатом: Императором, Отцом Отечества и Великим.
В Петербурге в соборной церкви Св. Троицы отправлялось торжество Ништадтского мира, окончившего долголетнюю и тяжелую Северную Войну. В своей речи Петр I сказал: «Зело желаю, чтоб наш весь народ прямо узнал, что Господь прошедшею войною и заключением мира нам сделал. Надлежит Бога всею крепостью благодарить; однако, надеясь на мир, не ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархией греческою. Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который нам Бог кладет перед очами как внутрь, так и во вне, от чего облегчен будет народ.
— 1812 г. Битва у Вязьмы
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
— 1905 г.
22 октября 1905 года Св. синод принял определение, согласно которому духовенство приглашалось поучать паству «действовать в духе христианского всенародного братолюбия». Члены Св. синода решили проводить такую линию, чтобы не обострить отношение РПЦ ни с одной из политических группировок. Не обличая революционеров и не оказывая поддержки правым, они первых – по сути – вывели из поля критики, тем самым взяв их буквально под свою «негласную» защиту.
— 1905 г. Первое оргсобрание Союза Русского Народа
Союз Русского Народа впервые заявил о себе 22 октября 1905 года, в день Праздника Казанской иконы Божией Матери, в день одоления смуты XVII века. В этот день состоялось первое организационное собрание будущего Союза, состоявшееся в Санкт-Петербурге.
— 1962 г. † Нестор
В миру Анисимов Николай Николаевич, митрополит Кировоградский и Николаевский, духовный писатель. Родился в семье статского советника, военного чиновника Свияжского полка.
17 апреля 1907 г. пострижен в монашество. В мае 1907 г. по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского отправился миссионером на Камчатку. Изучив обстановку и увидев, что здесь не ведется никакой миссионерской работы, составил проект открытия Камчатской духовной миссии и Камчатского Православного братства.
16 октября 1916 г. во Владивостоке хиротонисан в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского.
Член Священного Собора Православной Российской церкви 1917—18 гг. Во время боев в Москве между большевиками и юнкерами оказывал помощь раненым на московских улицах. Оставил воспоминания о расстреле большевиками Кремля.
В 1919 г. пробрался через Европу, Африку и Азию к своей пастве на Камчатку, где оставался до 1920 г.. Изгнанный большевиками с Камчатки, учредил в Харбине в 1921 г. Камчатское подворье, где организовал дом милосердия и трудолюбия.
По возвращении на родину в 1948 г. арестован и заключен в лагерь до 1956 г.. С 1958 г. митрополит Кировоградский и Николаевский.
— 1964 г. † Кудашева Раиса Адамовна
Детская писательница. Родилась 3.08.1878 г. Из семьи чиновника. Работала учительницей, библиотекарем.
Первая публикация Кудашевой — в 1896 г. Всего было опубликовано ок. 200 песенок, стихотворений, рассказов и сказок для детей.
В 1903г. она написала стихотворение «В лесу родилась елочка», ставшее знаменитым.
— 1993 г. Казанский собор.
Казанский собор (собор Казанской иконы Божией Матери) на Красной площади в Москве, храм-памятник о чудесном избавлении России от польского нашествия.
Построен на средства первого Царя династии Романовых Михаила Феодоровича и освящен в 1636 г. Со времени постройки храм стал одной из важнейших московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в московском духовенстве.
В 1920-е годы собор некоторое время был захвачен обновленцами. Был отреставрирован в 1925–30 г., на средства прихода проводилась реставрация собора под руководством арх. П. Д. Барановского. В 1928 г. была снесена колокольня собора. В 1930 г. Казанский собор был закрыт, а в 1936 г. снесен.
Восстановлен в 1990–93 годах по инициативе Московского общества охраны памятников на средства г. Москвы и пожертвования граждан, освящен 4 ноября 1993 г. Воссоздать исторический облик храма стало возможным благодаря обмерам, сделанным архитектором П. Д. Барановским перед разрушением храма, и исследованиям историка С. А. Смирнова.
Святынями собора являются: чтимая икона Казанской Божией Матери, мощевик, икона Божией Матери «Воспитание».